Примерное время чтения: 8 минут
1827

Прибыльные ошибки. За счет чего счета за ЖКХ раздувают на 15%

При оплате счетов за ЖКХ до 15% выставленной управляющей компанией суммы при вдумчивой проверке оказывается пустой переплатой. Об этом «АиФ» сообщил член комитета по бюджету и налогам Госдумы Никита Чаплин. Разбираемся с экспертамим, за что с нас тянут лишние деньги и как можно сократить эти необоснованные расходы.

Арифметика на Поле чудес

«По статистике российская семья в среднем платит в месяц за коммунальные услуги более 5 тыс. рублей, из этой суммы 30% — плата за отопление, 20% — плата за воду, 20% — плата за содержание и текущий ремонт, 15% — плата за электричество, — говорит Чаплин. — Оставшиеся 15% — взносы на капремонт, услуги консьержей, охрану, радио, телефон... Но если начать разбираться, то получается, что часто 15% — это пустая переплата».

Откуда она берется? Например, установив дверь с домофоном, управляющая компания включает плату за «услуги консьержа». Или собирают с жильцов нового дома деньги на капитальный ремонт. Или в платежке прячется строчка с платой за городской телефон, от которого многие давно отказались, перечисляет депутат. Так набегают вполне ощутимые суммы.

«Чтобы не переплачивать самое важное — отказаться от услуг, которыми не пользуетесь, — объясняет Чаплин. — Надо внимательно изучить квитанцию и идти разбираться в управляющую компанию. А если там откажут — смело идите в суд. Там в подобных спорах часто встают на сторону граждан».

Например, в одном выигранном иске жители дома просили вернуть им плату как раз за консьержа, которого не было, по мнению УК, его роль исполнял домофон. В другом — вычесть из оплаты отопления дни, когда дом был отключен из-за аварии и батареи стояли холодные, вспоминает Чаплин. 

Платить за плохую работу

Еще один частый источник переплаты — расходы на содержание общедомового имущества, добавляет доцент кафедры экономической статистики РЭУ имени Плеханова Ольга Лебединская. В эту сумму, например, входит вода, которую берет уборщица для мойки пола. А заодно — все потери из дырявых труб в подвале, бороться с которыми — задача как раз управляющей компании.

«Для начислений за содержание общедомового имущества есть верхний ограничитель — региональный норматив, — обращает внимание Лебединская. — Если иное не принято решением общего собрания, управляющая компания не вправе превышать этот норматив».  

Никому не нужные дополнительные расходы могут возникнуть буквально на ровном месте, добавляет она. Например, сорванная пломба на счетчике потребленной воды дает право управляющей компании выставить счет в десять раз выше того, что показал прибор учета. Правда, и совсем без счетчика получится не слишком выгодно: придется платить по довольно высокому нормативу потребления, да еще и с коэффициентом 1,5.

«Плата за пользование мусоропроводом в среднем составляет 3 рубля с каждого квадратного метра квартиры, — говорит Лебединская. — В тех домах, где мусоропровод заварили из-за опасения, что полезут мыши и тараканы, зачастую “забывают” его ликвидировать официально. Жильцы продолжают платить за то, чего уже нет. Пусть это и пара-тройка сотен рублей в месяц — все равно лишние расходы».

Расходами жителей дома становится и «высокохудожественная» роспись стен в подъезде, сожженные кнопки в лифте, выкрученные лампочки и обрезанные провода — все это общедомовое имущество. По новому закону восстанавливать его управляющая компания будет за счет собственников. Так что задача удержать асоциальных соседей от развлечений в собственном подъезде теперь получает еще и материальные стимулы.

Лазейки найдены

Размер переплат за ЖКХ может доходить до третьей части указанной в платежках суммы, считает доцент кафедры финансово-экономического и бизнес-образования экономического факультета Государственного университета просвещения Михаил Лавров. С ними можно и нужно бороться, но в некоторых случаях единственный вариант для этого — смена управляющей компании. 

«Ежегодный рост платежей за коммунальные услуги неизбежен — повышаются тарифы на коммунальные ресурсы, сотрудникам надо индексировать зарплаты вслед за инфляцией, — говорит Лавров. — Тем не менее часто рост сумм в платежках вызывает ощущение, что мы переплачиваем за поставленные услуги. Что может быть причиной? Прежде всего, недобросовестное поведение управляющей компании. Чтобы понять это, можно воспользоваться различными сервисами от государства, например, калькулятором коммунальных услуг на сайте Федеральной антимонопольной службы».

Часто перерасход возникает просто из-за плохой работы управляющей компании, продолжает эксперт. Если эта организация не отслеживает температурные графики и не ведет работы с поставщиками тепла, то в погожие осенние дни в доме будет жарко, а платить за «тепло в форточку» придется жильцам. Хотя формально никакого нарушения не будет. Плата за вывоз мусора тоже может быть начислена «с большим запасом»: машины регоператора будут забирать полупустые контейнеры, а платить придется как за полные просто потому, что в УК не наладили учет накопления отходов. 

«Единой статистики завышения тарифов и переплат нет, данные будут сильно варьироваться не только по регионам и по муниципалитетам, но даже по районам, в зависимости от наличия современных приборов учета, активности контролирующей работы властей, конкуренции между управляющими компаниями, — добавляет Лавров. — Компенсировать часть потери из-за переплат помогут льготы и субсидии, они положены многим гражданам, но не все о них знают. Особенно о тех, которые утверждают на уровне регионов».

Платим за сети

В тарифах за ЖКХ заложена значительная часть расходов на поддержание и модернизацию сетей, которые у нас изношены, по разным данным, на 70%, обращает внимание доцент кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания Московского университета имени Витте Кирилл Парфенов.

«Когда речь заходит о росте тарифов в сфере ЖКХ, ориентироваться надо на подорожание стройматериалов, металла, иных товаров, необходимых именно для поддержания наших домов, водопроводов, теплотрасс в жизнеспособном состоянии, — аргументирует он. — Если этого не делать, то на покупку в достаточном объеме новых труб, арматуры, оборудования, кабелей средств не хватит. Если зарплаты в ЖКХ не будут конкурентоспособными, квалифицированные специалисты уйдут в другие отрасли, а рабочие, которые не могут рассчитывать на достойную оплату своего труда, латать “тришкин кафтан” качественно не умеют. Так что по уму говорить приходится не о переплатах в сфере ЖКХ, а о недоплатах, которые для всех нас обернутся проблемами и еще большими затратами на их преодоление».

Управляющие компании — коммерческие организации, добавляет Парфенов, а, значит, без прибыли работать не будут. Об этом и Гражданский кодекс говорит. При этом основной источник их дохода — деньги, собранные с клиентов, то есть тех, кто живет в доме и пользуется их услугами. 

Если не будет денег на ремонт теплотрассы, отопить дом не получится. Почему она пришла в такое изношенное состояние — отдельный вопрос. По мнению Парфенова, основная причина — хроническое недофинансирование отрасли в предыдущие десятилетия. В любом случае, теперь где-то надо найти деньги на ремонт и модернизацию. За это все равно платить нам. Вопрос только один: или возьмут деньги из бюджета — то есть из наших налогов, или из платежей за ЖКХ, тоже наших денег. В обоих случаях в нашей северной стране расходы будут большими. 

Как это происходит и чего нам стоит плохое состояние сетей, очень хорошо заметно на оплате электроэнергии, приводит пример завкафедрой статистики и математических методов в управлении РТУ МИРЭА Екатерина Дарда.

«В тариф, на основе которого производится расчет, заложены следующие составляющие: стоимость производства электроэнергии, стоимость передачи электроэнергии, инфраструктурные платежи, сбытовая надбавка, потери в сетях при передаче электроэнергии, — говорит она. — Несложно заметить, что последние четыре элемента составляют издержки сетевых и сбытовых организаций, которые переложены на потребителя. По существующим оценкам, на оплату этих издержек приходится около половины тарифа. И если принять, что без оплаты передачи потребитель не сможет использовать электроэнергию, то, почему на потребителя возложена оплата потери при передаче, остается открытым вопросом».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах