Примерное время чтения: 9 минут
235

Как «умнеют» города

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. Кому выгодно закрывать газетные киоски? 02/10/2019
С помощью цифровых порталов и сервисов жители смогут сообщать о своих насущных проблемах.
С помощью цифровых порталов и сервисов жители смогут сообщать о своих насущных проблемах. / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Цифровой двойник города, датчики света и тепла в помещениях, состояния дорожного покрытия – на улицах… Всё это уже реалии наших дней, причём не только в мегаполисах, но и в маленьких городках.

О том, как наши города становятся «умными» и как происходит цифровая трансформация жилищно-коммунального хозяйства, «АиФ» расспросил министра строительства и ЖКХ России Владимира Якушева.

Индекс IQ

Мария Беляева, «АиФ»: Владимир Владимирович, понятно, что «цифра» – это сегодня наше всё. Но объясните, так ли необходима тотальная цифровизация городского хозяйства?

Владимир Якушев: Вот простой пример: у­становка «умной» системы о­свещения. Благодаря ей улицы становятся безопасными и для пешеходов, и для автомобилистов в тёмное время суток и сред­ства на электроэнергию тратятся рационально, потому что впу­стую свет не горит. Кто скажет, что в таких системах нет необходимости?

«Умный город» – это город, в котором взаимосвязанно работает множество подобных систем. И благодаря им можно заранее предупредить аварийные ситуации, точнее вести учёт по­требляемых ресурсов, расходовать их экономнее. И самое главное – вовлечь самих жителей городов в их развитие.

В конечном итоге цифровая трансформация и автоматизация процессов – это не самоцель. Цель – повышение эффективности всей городской инфраструктуры и развитие городов. И как следствие – повышение комфорта, удобства и безопасности жизни в городах.

Справка
Проект «Умный город» с 2018 г. реализуется Мин­строем России в рамках национального проекта «Жильё и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика». Он должен повысить качество жизни в городах, оптимизировать процессы управления городским хозяйством.

– Но ещё до старта проекта «Умный город» в разных городах понемногу внедрялись такие системы. Это значит, что исходные позиции у всех разные.

– И исходные позиции разные, и болевые точки. Чтобы объективно определить ситуацию и перспективные направления развития, до конца года мы измерим индекс IQ городов. Проведём оценку уровня цифровизации городского хозяйства, поможем определить ключевые направления и приоритеты, в которых требуется внедрение цифровых решений. А при его сравнении будем смотреть не столько на величину показателя, сколько на динамику её изменения, – как раз для того, чтобы учесть разницу в стартовых позициях. Эти измерения, кстати, помогут определить и объём средств, которые необходимы для внедрения инновационных технологий.

По заказу жителей

– Сколько сейчас участников проекта?

– В проекте участвуют все города и административные центры страны с населением от 100 тыс. человек. Таких в России 203.

В их числе города-пилоты, их сейчас 76. Они взяли на себя обязательства не только выполнить стандарт досрочно, но и сделать больше, чем преду­смотрено, с учётом специфики и потребностей города. 

Среди пилотов «Умного города» есть и города-миллионники (Самара, Новосибирск), и совсем небольшие города, и даже закрытые (ЗАТО) – Полярные Зори, Междуреченск, Новомосковск.

До 2024 г. во всех городах – участ­никах проекта на «цифру» должны перейти ЖКХ, транспорт, городская среда, системы общественной и экологической безопасности, туризма и сервиса. Всё это прописано в «Стандарте умного города России», который утверждён Минстроем.

– До 2024 г. ещё пять лет. Очевидно, что есть первоочередные задачи и те, которые будут решены только к концу срока. Расскажите о том, что делается уже сейчас.

– Главная задача этого и следующего годов, согласно «Стандарту умного города России», – создание цифровых платформ вовлечения граждан в процессы принятия решений по развитию городов, в том числе объектов благоустройства.

– Это как «Активный гражданин» в Москве?

– Да, в Москве это и «Активный гражданин», и портал «Наш город». В Подмосковье – портал «Добродел», в Тюмени – «Тюмень – наш дом», в Новгороде – «Вечевой колокол», в Перми – «Решаем вместе», в Мурманске – «Наш Север», в Якутске – «Онлайн-Якутск», во Владивостоке – «Сделай Приморье лучше».

С помощью таких порталов и сервисов жители могут принимать участие в голосовании, вносить предложения по улучшению городской среды: к примеру, в этом месте нужно обустроить сквер или там-то нужен удобный подъезд к поликлинике. Горожане могут и сообщать о проблемах (не убирают территорию, нет детской площадки и т. д.), помогая таким образом власти контролировать город­ское хозяйство и своевременно у­странять недочёты.

Одна из первостепенных задач проекта – создать механизм прямого участия горожан в формировании комфортной городской среды, привлечь их к принятию важных для развития городов решений.

– Что значит «привлечь жителей»? Есть ли какие-то количе­ственные ориентиры?

– Количественные ориентиры поставил президент страны в своём указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Там сказано, что необходимо увеличить долю граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30%.

Люди должны видеть и понимать, что их город живёт для них и развивается по их заказу. Должны чувствовать себя хозяевами в нём.

Домофоны наблюдают, люди голосуют

Как «поумнели» города, которые идут по пути в «цифру» уверенной поступью и быстрым шагом? Вот несколько примеров из разных регионов страны.

Сатка, Челябинская обл., 42 тыс. жителей.

Рабочий город, где поблизости самое большое в России месторождение магнезита и железные рудники, разработка которых началась ещё в XIX в. Цифровые технологии здесь стали внедрять в 2016 г., с марта этого года город стал «пилотом» проекта «Умный город».

На одной из городских улиц на опорах рядом с дорогой установлены датчики состояния дорожного полотна. Они сообщают в муниципальную информационную систему, сколько на проезжей части влаги, снега или льда, сколько противогололёдных смесей. Это позволяет в режиме онлайн контролировать качество работы дорожных служб, коэффициент сцепления на проезжей части и оперативно принимать решения. В подъездах домов устанавливаются «умные» домофоны, которые ведут видеонаблюдение за дворами и, если что не так, сигнализируют службе «112». А скоро на пешеходных переходах за 50 м до «зебры» появятся информационные табло, чтобы предупреждать водителей, если на переход вышел человек или животное. Для о­становок уже разработаны «умные» стелы, которые покажут, как движется транспорт, и сообщат о времени его прибытия. Установленные на них видеокамеры дадут возможность правоохранительным органам наблюдать за порядком на остановках, которые до этого были криминогенными местами.

Тюмень, административный центр Тюменской обл., 800 тыс. жителей.

Первый русский город в Сибири, сейчас крупный промышленный центр. Чтобы разбудить инициативу жителей, здесь создали целое семейство сетевых ресурсов. Портал «Тюмень – наш дом» даёт возможность получить информацию о капремонте своего дома и благоустройстве двора, отключениях на инженерных сетях и управляющей компании, об участковом уполномоченном и депутате по своему округу, а также узнать адрес и телефон поликлиники, ближайшие остановки транспорта.

Здесь же можно сообщать о проблемах. Сейчас на портале зарегистрировано 30 тыс. пользователей, они направили 17 тыс. обращений, и более 90% проблем решается. В ходе прошлогоднего опроса 61% участников сказали, что портал помог им в решении проблем, а 87% горожан рекомендуют друзьям воспользоваться им.

Жители города пользуются также сервисами «Я решаю!», «ТвоЯ Тюмень». На первом проводится онлайн-голосование по насущным для жизни города вопросам.

Якутск, столица Якутии, 300 тыс. жителей.

В самом крупном из городов России, расположенных в зоне вечной мерзлоты, планируется внедрение датчиков, отслеживающих её состояние. Ведь эксперты прогнозируют потепление, а оно может привести к оттаиванию вечной мерзлоты – соответственно, нужно будет своевременно предпринимать меры для обеспечения сохранности зданий и дорог.

По всему городу установлены тёплые и «умные» остановки: в них горожане не только греются, но и могут зарядить телефоны, воспользоваться Wi-Fi, одновременно отслеживая прибытие транспорта на мониторах. Есть там и тревожные кнопки.

Практически все жители – пользователи электронных сервисов. На портале «Онлайн-Якутск» они оставляют сообщения о проблемах, голосуют за объекты благоустройства, высказывают предложения по улучшению городской среды, участвуют в публичных слушаниях.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах