Специалисты в области недвижимости заверяют: последние пару лет все сложнее продается вторичное жилье. Влияют на это два фактора: появляющиеся как грибы новостройки под любой запрос покупателей и ошибки самого владельца недвижимости при продаже. О том, что нужно учитывать, выставляя свое имущество на продажу, АиФ.ru узнал специалистов агентств недвижимости.
«Продавец „вторички“ должен понимать, что его жилье конкурирует с новостройками, поэтому важно составить адекватное предложение для потенциального покупателя. Так, если еще пару лет назад новостройки в продажах занимали всего 10-15% рынка, то теперь — больше половины. Именно поэтому увеличился срок продажи квартир: пару лет назад типичные однушки вторичного рынка „улетали“ за 3 месяца, сейчас — за 6-12 месяцев», — заверяет коммерческий директор Группы «Самолет» Дмитрий Волков.
Ошибка № 1. Завышенная стоимость
Из-за того, что рынок «вторички» несистемный, по словам Дмитрия, выходят на него в основном непрофессиональные игроки. Они складывают цену не из реальной ситуации на рынке, а из собственных представлений о том, сколько должны выручить за свое жилье. «Часто люди завышают цену на жильё из-за видовых характеристик или ремонта чуть ли не на 30%. Тогда как за вид можно прибавить лишь 5-10% к цене, — уверяет эксперт. — Тоже самое происходит и с ремонтом. Даже если вы потратили на ремонт 2-3 млн рублей, то не сможете их отбить при продаже квартиры, ведь покупатель практически всегда потом переделывает ее под потребности своей семьи».
Прежде всего, нужно ориентироваться на стоимость аналогичных квартир. «При этом лучше обращаться к рекламным объявлениям с особым вниманием. Цена, указанная в рекламе, в большинстве случаев является завышенной, поэтому не является актуальной, и квартира ещё не продана, иначе в рекламе её не было бы», — уверяет Светлана Жукова, руководитель центрального отделения «НДВ-Супермаркет недвижимости». — Прислушивайтесь к менеджеру по продажам, обычно он говорит честно, за какую цену квартира уйдет в ближайшие месяцы. Допустим, возьмем среднюю 2-х-комнатную квартиру в 10 млн рублей. Если агент говорит, что через две недели она будет продана за 8,3 млн рублей из-за ситуации на рынке, то лучше ее так и выставлять. На практике получается, что продавец, оставив цену в 10 млн рублей, ждет полгода пока кто-нибудь хотя бы позвонит, когда этого не происходит, он все равно приходит к 8,3 млн рублей».
Кстати, эксперты заверяют: квартиры, которые долго находятся в продаже и при этом постоянно уменьшаются в цене, вызывают подозрения у покупателей. «Любой сайт по продаже недвижимости показывает статистику по квартире: когда выставлена, как менялась цена и пр. И если человек видит, что ценник упал за 6 месяцев с 20 млн до 15 млн рублей, ему либо вообще не захочется связываться с такой квартирой, либо он будет торговаться до последнего, что не на руку продавцу», — говорит Дмитрий.
Важно, по словам Светланы Жуковой, не завышать стоимость на случай того же торга. «Максимально на торг можно заложить до 5% от рекламной стоимости квартиры и лучше уступать покупателю, который готов в ближайшее время выйти на сделку», — советует Жукова.
Если через два-три дня после выставления квартиры на продажу вы не получили ни одного звонка от покупателей, изменяйте стоимость недвижимости.
Ошибка № 2. Отпугивающее объявление
Рекламные тексты со словами «самая лучшая квартира», «уникальное предложение» и пр. отпугивают покупателей. «Текст должен подчеркивать бесспорные плюсы квартиры: свежий ремонт, удачный вид из окон, чистый подъезд, наличие консьержа и т.п. Зацепить покупателя можно, подчеркнув интересную планировку, которая позволит воплотить дизайнерские идеи. Например, сделать гостиную из большой прихожей, гардеробную вместо чулана, в двухуровневых квартирах можно обустроить внутренний балкончик или зону для библиотеки над первым ярусом», — советует управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая.
При этом эксперты уверены: иногда стоит прописывать и недостатки, но те, которые легко устранить. «Например, небольшая перепланировка, даже неузаконенная, или старый ремонт должны быть указаны в тексте объявления, — считает М. Литинецкая. — Параллельно можно нейтрализовать впечатление от минусов своего жилья, подчеркнув, что и цена от этого снижена. А описание в тексте обязательно проиллюстрируйте выигрышными фото».
По мнению Марии, их должно быть не менее 10-ти для маленькой квартиры и 12-20-ти — для большой. Причем, фотографии должны быть сделаны исключительно в светлое время дня.
«Если вы продаете 3-комнатную квартиру, то лучше прописать наличие и удаленность школ, детских садов, супермаркетов и пр. — все для комфортного проживания семьи. Если же 1-комнатную — доступность общественного транспорта, наличие фитнес-центров и пр., — добавляет Светлана Жукова. — Планировку лучше прикладывать сразу. Так как сегодня у нас 73% сделок идут за счет кредитных средств, то одобряют или не одобряют покупку квартиру банки. А они пропускают далеко не все виды перепланировок. Если убрана стена и перенесена батарея, нужно обязательно сказать».
Кстати, в большинстве случаев, по заверениям экспертов, продавцы готовы продавать квартиру ипотечникам. Если же в объявление строго сказано: «Ипотеку не рассматриваем», значит, в квартире неузаконенная планировка или будет прописана неполная стоимость в договоре. «Поэтому то, что вы готовы продавать квартиру для ипотеки, будет только плюсом — так реальный покупатель появится быстрее», — констатирует Светлана.
Ошибка № 3. Проблемы с документами
«Квартира может долго находиться на рынке из-за правоустанавливающих и правоподтверждающих документов, — говорит Светлана. — К примеру, если не исполнен договор ренты или есть договор дарения постороннему человеку (бабушка отписала квартиру за уход квартиру доктору), то покупатель понимает, что может понести риски. Важно проверить, нет ли прописанных в квартире людей, иначе они пожизненно могут оставлять за собой право пользоваться жильем. И ни один суд не вынесет решения о снятии с регистрационного учёта таких пользователей. Лучше разрешите эту проблему сразу. Продавец должен знать, есть ли у него подобные нюансы в его правоустанавливающих документах, или он готов покрыть их дисконтом в 30-40% на случай страховки покупателю».
Эксперты заверяют: покупатель должен знать о всех, даже весьма щепетильных, проблемах квартиры. «Допустим, муж одной из бывших собственниц, которая продала квартиру без согласия супруга, отсудил долю уже после того, как квартира была продана. Нынешний владелец выкупил долю и урегулировал ситуацию, но у следующих покупателей могут возникнуть сомнения: возможно, были и другие проблемы в процессе смены собственников? В таких случаях нужно не пытаться скрыть этот факт, а пояснить, предоставив подтверждающие документы, что сейчас данные вопросы решены», — считает М. Литинецкая
Лучше для продажи недвижимости обращаться к агентствам и доверить работу профессионалам. Это экономит и ваше время, и деньги. «Дело в том, что договорные отношения между агентством и вами дают гарантию безопасности сделки. Агентство не минимизирует, а исключает все риски как для продавца, так и для покупателя», — подытоживает Светлана Жукова.