Вредная экономия
Проблемы с передвижением между этажами, к сожалению, иногда заканчиваются трагедией. Только что завершилось расследование гибели 36-летней пассажирки вертикального транспорта на Авиационной ул. (это случилось в январе этого года). По версии следствия, на совести электромеханика некачественное аварийно-техническое обслуживание подъёмника. Отдельное обвинение, скорее всего, будет предъявлено и некоторым его начальникам. Человеческий фактор был и остаётся одной из главных причин ЧП в этой отрасли.
«Современный лифт совершенно безопасен, потому что в нём есть многочисленные системы блокировок, - рассказал «АиФ» Алексей Захаров, вице-президент Национального лифтового союза. - Но всё это верно, если соблюдается основополагающее правило - качественный монтаж и профессиональное регулярное техобслуживание. Когда все системы находятся в работоспособном режиме, даже теоретически невозможна ситуация, при которой пассажир способен пострадать. А теперь представьте себе, что в управляющую организацию приходят представители некой компании и говорят: «А мы готовы заботиться о вашем оборудовании за полцены от той, которую вы платите сейчас, или даже за 25%». Как вы понимаете, если фирма предлагает услуги по расценкам намного ниже рыночных, значит, она трудится нечестно.
Так что, если вам регулярно приходится ходить пешком или куковать в кабине, это повод бить тревогу!
Сначала надо обратиться в управляющую компанию и узнать, что за компания следит за подъёмниками. Если возникают подозрения, что это шарашкина контора, а управдом темнит, пора подключать Мосжилинспекцию (mgi.mos.ru) и Ростехнадзор (gosnadzor.ru). Есть и другой путь - оставить жалобу на портале «Наш город» (gorod.mos.ru). Напоминаем, что на все заявки, размещённые на этом портале, должны давать публичные ответы ответственные организации.
Чинить бесполезно?
Но в Москве есть немало домов, где даже самые профессиональные кудесники неспособны реанимировать старые лебёдки и моторы. Тогда в дело вступает столичная программа по замене лифтов. Начиная с 2015 года в подъездах жилых домов смонтировано почти 6 тыс. новых подъёмников. Учитывая, что во всём мегаполисе насчитывается около 110 тыс. единиц такой техники, это значительный процент. В ближайшие годы всё оборудование старше 25 лет должно быть постепенно заменено. Но на что?
«100% лифтов, устанавливаемых в Москве по программе капремонта, производится на территории Московского региона» - это слова Дмитрия Лифшица, 1-го заместителя руководителя Фонда капремонта столицы. Технику поставляют крупнейшие российские производители, и особо стоит подчеркнуть, что она соответствует регламенту Таможенного союза «Безопасность лифтов».
Кстати, жильцы имеют полное право контролировать, как и за какое время меняется подъёмник (см. инфографику). Тем более что именно этот вид работ вызывает у обитателей жилых домов наибольший дискомфорт. Ведь, если в подъезде только один лифт, пока его меняют, всем приходится ходить пешком.
И напоследок стоит рассказать о проблеме, которая возникает и в новых лифтах, и в старых. Вы сами наверняка попадали в ситуацию, когда двери кабины закрываются, но вы никуда не едете. При этом слышен такой гул, словно гуляет сильный сквозняк. Обычно это случается на первом этаже. Виновата в «простое транспорта» незакрытая входная дверь подъезда. Не удивляйтесь, но это так. Лифт проектируется для работы в нормальных условиях (по температуре, давлению, вентиляции). А когда в многоэтажке открыта дверь на первом этаже, возникает «эффект трубы» - воздух с улицы врывается в шахту и мчится вверх к вентиляции наверху здания. Тяга так сильна, что воздушный поток не даёт контакту (который фиксирует закрытие дверей) сработать. Не хватает какой-нибудь доли миллиметра, и вы стоите на месте, хотя угрозы для безопасности пассажиров нет. Ремонтировать в таком случае надо не лифт, а дверь в подъезде (ставить доводчик). Кстати, зимой открытый всем ветрам первый этаж может привести к обмерзанию лифтового оборудования. И тогда кабина тоже может не поехать. Не зря говорится: берегите лифт - он действительно бережёт ваше здоровье.