Сразу пять многоквартирных домов микрорайона «В» в городе Пущине наконец признаны аварийными и подлежащими сносу. Это значит, что люди получили долгожданную возможность переселиться в безопасное и комфортное жильё.
Как добиться расселения?
Жители Пущина добивались признания домов аварийными более 25 лет, но безрезультатно. А после вмешательства подмосковного контрольного ведомства результат появился.
«Если инспектор, выходя на проверку, фиксирует, что недостаточно провести текущие работы, дом требует капитального ремонта или расселения, наша задача - не ограничиваясь предписаниями и штрафами, добиться необходимого для граждан решения, довести дело до логического конца», - считает Александр Коган, руководитель Главного управления «Государственная жилищная инспекция Московской области».
Пущино - далеко не единичный пример реальной помощи жителям Подмосковья со стороны инспекции. Сейчас она серьёзно усиливается по прямому поручению Андрея Воробьёва, главы региона, который не раз говорил, что решение проблем ЖКХ и защита прав граждан на качественные услуги - приоритет областного правительства.
Итак, масштабная реорганизация жилищной инспекции в области идёт полным ходом - увеличивается число инспекторов и усиливается техническая оснащённость. Недавно её возглавил молодой и энергичный руководитель.
Инспекторы идут к вам
Функции областной Госжилинспекции официально формулируются так: «Предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности». Но за официозными словами, как считают в самой инспекции, - защита прав и интересов всех жителей Подмосковья, решение проблем каждого конкретного человека.
Известно, что состояние квартир - это забота собственников. Своё жилище владельцы, как правило, содержат в порядке. А вот там, где начинается общее имущество, и возникают проблемы. Залитые подвалы, обшарпанные подъезды, разбитые окна, холодные батареи…
Повседневная разруха мало кого удивляет, хотя её в принципе не должно быть. По словам Александра Когана, управляющие компании (УК) - это подрядчики, которых жители нанимают. И если качество работы не устраивает - подрядчика надо менять.
«Если собственники квартир хотят сменить управляющую компанию, то инспекция будет их поддерживать, - обещает он и подтверждает слова цифрами: - Только за нынешний год суды Подмосковья по нашим заявлениям признали законным отстранение от деятельности 12 управляющих компаний».
По каждому обращению жителей о ненадлежащем содержании жилья или предоставлении коммунальных услуг проводится проверка: инспекторы проверяют изложенные факты и при необходимости дают предписания об устранении нарушений - рекомендации, которые УК должны исполнить в отведённый срок. Если этого не происходит, следуют штрафы.
«Инспекция обращается в суд и таким образом понуждает управляющую компанию выполнять свои обязанности перед гражданами вплоть до привлечения судебных приставов, отстранения организации от управления многоквартирным домом и дисквалификации руководителя», - разъясняет Коган.
Так, 9 декабря инспекция направила в мировой суд Королёва заявления о понуждении местной УК к исполнению ранее выданных ей предписаний на проведение ремонта в домах по ул. Советской и Учительской. А в Сергиевом Посаде решением мирового судьи на год был дисквалифицирован генеральный директор одной из управляющих компаний.
«Самый распространённый аргумент управляющих компаний, не исполняющих наши предписания: «Денег нет». Но это не довод, - уверен глава инспекции. - И не надо говорить, что жилой фонд старый, ветхий! Сейчас в области реализуются губернаторские программы капремонта, развития и модернизации ЖКХ, переселения граждан из аварийного жилья. Механизмов для решения этих проблем достаточно, всё зависит от гражданской позиции и активности местной власти».
Жилищную помощь в Подмосковье уже можно назвать скорой, поскольку теперь она приблизилась к жителям области: в инспекции созданы дополнительные территориальные отделы и увеличена численность инспекторов, открыты… социальные сети, где каждый может сообщить о своей беде.
По приборам
«После обращения управляющая компания за две недели сделала нам столько, сколько не делала за предыдущие пять лет», - рассказывает Тамара Звездина, жительница дома 4 по ул. Туполева в Жуковском.
«Подвал вычистили, подъезды белят-красят, - говорит Тамара Михайловна, - освещение при входах в подъезды не просто восстановили, а сделали «умным»: поставили датчики, которые утром выключают свет и включают, когда темнеет на улице. Но самое главное - благодаря вмешательству инспекции нам уже пересчитали размер платы за свет в местах общего пользования. Если раньше набегало в месяц от 180 до 500 рублей, то в ноябре я заплатила всего 39 рублей».
Дальше - больше. Скоро в арсенале инспекторов появятся инструментальные способы оценки работы управляющих компаний.
«Мобильные лаборатории будут оснащены приборами контроля теплопотерь зданий, утечек газа, качества воды и её давления в инженерных сетях», - рассказывает Александр Коган.
И тогда, конечно, представители УК в судах уже не смогут оспаривать заведомо ненадлежащее качество предоставляемых коммунальных услуг.
Советы важнее всего
Наверное, все мы недовольны тем, как управляющие компании обслуживают наши дома. Но часто поворчим-поворчим да и затихнем. Кто-то не верит, что можно проблему решить, да и писать жалобы большинство из нас не любит. Есть ли ещё механизмы защиты прав граждан в сфере ЖКХ?
А. Харитонов, Химки
Жилищный кодекс дал жильцам новый механизм - совет многоквартирного дома. Это своего рода профсоюз жителей вашего дома, ваши доверенные лица, которых обязаны слушать и управляющие компании, и местные власти. Создаётся совет на один дом, там, где нет ТСЖ или кооператива.
Совет представляет интересы всех собственников дома и позволяет сделать прозрачной деятельность управляющей компании. Это глаза и руки всех собственников: там, где раньше приходилось биться в одиночку, теперь может действовать совет. Именно он участвует в определении сроков и объёмов ремонта, принимает сами работы, контролируя их качество. Может добиться перерасчёта коммунальных платежей для всего дома и заставить управляющую компанию объяснить, куда и как расходуются деньги жителей.
«Совет нашего дома работает с мая этого года, - рассказывает Яна Ганеева, член совета дома 1 по ул. Чернышевского в Химках. - И уже удалось (с помощью прокуратуры) вернуть незаконно удержанную плату за капитальный ремонт. К бывшей управляющей компании была масса нареканий, и от неё мы избавились. Новая работает с декабря. Теперь главная задача - получить полный перерасчёт. С нас взыскивали платежи за текущий ремонт, хотя никаких работ не проводилось. В платёжках значились услуги, в которых мы не нуждались и которые не оказывались, в частности обслуживание электроплит. У нас огромная переплата за отопление: счета выставляли по нормативу, хотя работали счётчики. Все эти вопросы будем решать в судебном порядке».
По словам активистки, создание совета многоквартирного дома - дело крайне важное и нужное. Конечно, на подготовку понадобилось определённое время, но жителям удалось договориться и объединиться, даже несмотря на то что дом немаленький - более 400 квартир.