Есть даже точка зрения, что именно наша страна с её левым, революционным искусством тех лет его родина.
Читайте также: Кто такой Ле Корбюзье, памятник которому открыли в Москве?
Пентхаус для наркома
Во всяком случае, первый в мире пентхаус возник именно в советском здании - 8-этажном Доме Наркомфина (Новинский бул., д. 25) (1).
Этот дом-коммуна - опять же первый и в стране, и в мире - спроектировали для работников Наркомата финансов Моисей Гинзбург, один из основоположников стиля, и Игнатий Милинис, его ученик. Дом как памятник архитектуры - под охраной ЮНЕСКО. Но при этом он в списке 100 лучших зданий мира, которым грозит уничтожение. До недавних пор дом десятилетиями находился в аварийном бесхозном состоянии, без единого капремонта. Планы масштабной реконструкции и приспособления уникального здания под современность в 1990-2000-х так и не были осуществлены. Сегодня Дом Наркомфина снова в процессе ремонта - этим занимаются уже новые хозяева. Задача - сохранить архитектуру дома-корабля. И внутреннюю, и внешнюю. Но в чём её неповторимость?
Конструктивизм в архитектуре узнаёшь сразу - чёткие геометрические формы, выступающие, точно навесные, детали, никаких украшений, много стекла… У проекта же Дома Наркомфина была ещё и чёткая идеологическая, социальная платформа: хватит жить индивидуальными семьями - пора жить коммуной. Квартиры (а их было 10 типов, они отличались размерами так называемых «жилых ячеек») - с высокими потолками. Окна, лестницы, галереи, балконы. Общий зал - столовая для совместного питания (долой мещанские кухни!). Забавно, но один из архитекторов-фанатов «допроектировался» в те годы (долой буржуазные спальни!) до общих спален и «кабинок для ночлегов» - для уединения (по графику) пар семейных и свободных! Идея свободной любви и обобществления дам была тогда популярной.
Для тогдашнего наркома финансов Николая Милютина под его личным надзором строился пентхаус - двухуровневое жильё прямо под плоской крышей и с выходом на неё в зимний сад с дивным видом на город. Милютин был революционером по биографии и конструктивистом в душе, написавшим даже книгу «Соцгород». Спортивный и читальный залы, прачечная, гараж, детсад - всё во имя свободного труда и человека! «Дом переходного типа» - так его именовали как ступень от буржуазного к социалистическому в быту, идеологии, архитектуре - успеха ни у профессионалов, ни у жильцов не снискал. К слову, сам создатель новаторского дома Гинзбург жить в нём отказался, предпочтя банальную «старорежимную» квартиру.
Дом Наркомфина заселяли в 30‑х, одновременно ещё с одним печальным и величественным памятником эпохи конструктивизма - Домом Правительства Бориса Иофана, тоже задуманным как дом-коммуна. К концу 30-х большинство жильцов в обоих домах были арестованы или расстреляны. Утопия полуфантастического проекта - дома-корабли - потерпела крушение.
«Нигде кроме…»
Конструктивистские проекты должны были быть практичными, функциональными. Сохранилось около трёх десятков жилых комплексов - «Хавско-Шаболовский» (1927-1930 гг.), «Преображенское», комплекс общежитий «красной профессуры» на Б. Пироговской ул., д. 51, к. 2-8 (2), жилмассив на Русаковской ул., д. 4-8 (3), комплекс зданий в Хамовниках на Погодинской ул., д. 2/3, стр. 1-4 (4) , для рабочих, в том числе завода «Каучук». Этот ансамбль венчает памятник конструктивизма великого Константина Мельникова - клуб завода «Каучук» (ул. Плющиха, д. 64/6, стр. 1 (5)).
Конструктивистские «социалистические города» создавались в 20-30-х гг. ХХ в. для «нового человека» с новой организацией его повседневной жизни. Передвижная проводка «на роликах», «уличные холодильники» под подоконниками, особое освещение, встроенные шкафы… Жильцов объединяли место работы, социальный статус, а также «сквозные» проходы внутри между подъездами, дворы, спортплощадки, детсады и ясли.
Помимо жилья «новому человеку» нужно было многое другое - где-то покупать продукты и одежду и проводить свободное время, как-то передвигаться. Конструктивизм и здесь предлагал множество идей - мосторги, клубы, кинотеатры, гаражи, автобусные, троллейбусные, трамвайные парки, фабрики-кухни (где конвейерным способом изготовлялись, по Юрию Олеше, в невероятных количествах «океаны щей, курганы каши» для трудящихся), хлебозаводы, пищевые фабрики и склады… Между прочим, и планетарий (ул. Садовая-Кудринская, д. 5 (6)) - памятник конструктивизма 1927-1928 гг.!
Как среди жилых домов есть истинный храм конструктивизма - легендарный круглый Дом Мельникова в Кривоарбатском пер., д. 10, так и среди промышленных зданий этого стиля найдётся свой храм - здание Моссельпрома 1923-1925 гг. (Калашный пер., д. 2/10 (7)).
«Нигде кроме, как в Моссельпроме!» - кому не знаком этот слоган? Его автор - левый поэт, футурист Маяковский. Авторы панно на здании - классики авангарда, художники Родченко и Степанова. Это 7-этажное здание с 6-угольной башней с зубцами (до революции - доходный дом), перестроенное в 20-е под склады и конторы пищевого треста Московского совета народного хозяйства, стало символом этого самого хозяйства. Трест объединял мукомольные, кондитерские, шоколадные, пивоваренные (было такое пиво - «Друг желудка») и табачные предприятия. Ещё один знаковый дом, на который можно полюбоваться и сейчас, - здание Минсельхоза РФ, построенное по проекту архитектора Алексея Щусева в начале 1930-х гг. (ул. Садовая-Спасская, д. 11/1 (8)).
А Еврейский музей и центр толерантности (ул. Образцова, д. 11, стр. 1а ) расположен в здании всемирно значимого памятника архитектуры конструктивизма - Бахметьевском гараже, спроектированном всё тем же гением Мельниковым. Это здание площадью около 8500 м² было построено им в 1927 г. при участии не менее великого Владимира Шухова (последняя его работа), чья знаменитая телебашня на Шаболовке тоже может считаться памятником конструктивизма. В гараже долгое время располагался 3-й автобусный парк, здание было в плачевном состоянии. Но с 2012 г. здесь один из важных культурных, образовательных, выставочных центров города.