Кто такой Ле Корбюзье, памятник которому открыли в Москве?
В четверг, 15 октября, в Москве состоялось торжественное открытие памятника французскому архитектору Ле Корбюзье. Монумент установлен на Мясницкой улице напротив дома № 39. Это здание бывшего Центросоюза*, которое было возведено по проекту Корбюзье в 1928 ‒ 1936 годы. Памятник представляет собой образ мастера, созерцающего чертеж своего проекта. Его создатели — член-корреспондент Российской академии художеств Андрей Тыртышников и член Московского союза художников Антон Воскресенский.
«15 октября 2015 года в Москве на улице Мясницкая, дом 39, правительство Москвы, Московская городская дума и Международный общественный фонд «Российский фонд мира» проводят церемонию торжественного открытия памятного знака великому французскому архитектору XX века Ле Корбюзье», — сообщил председатель комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий.
Как подчеркнул Слуцкий во время своей речи, открытие памятного знака Корбюзье — кавалеру ордена Почетного легиона Франции — станет одним из символов культурных и гуманитарных отношений России и Франции. «Это наш своеобразный асимметричный ответ на санкционную политику Евросоюза», — заявил Слуцкий.
Чем прославился Ле Корбюзье?
Ле Корбюзье (настоящее имя Шарль-Эдуар Жаннере-Гри, 1887 ‒ 1965) — выдающийся французский архитектор, художник и дизайнер двадцатого столетия, имя которого стоит в одном ряду с такими реформаторами архитектуры, как Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Мис ван дер Роэ. Корбюзье являлся пионером модернизма и функционализма в архитектуре, а также представителем интернационального стиля. Характерные признаки работ Корбюзье — объёмы-блоки, поднятые над землёй; свободно стоящие колонны под ними, плоские используемые крыши-террасы («сады на крыше»), «прозрачные», просматриваемые насквозь фасады («свободный фасад»), шероховатые неотделанные поверхности бетона, свободные пространства этажей («свободный план»). Когда-то эти приёмы были лишь принадлежностью его личной архитектурной программы, сейчас же все они стали привычными чертами современного строительства. Здания по проектам Корбюзье построены в Швейцарии, Франции, Германии, США, Аргентине, Японии, России, Индии и Бразилии.
Основные сооружения:
- 1905 год — Вилла Фалле в Ла-Шо-де-Фон, Швейцария
- 1912 год — Вилла Жаннере-Перре в Ла-Шо-де-Фон, Швейцария
- 1916 год — Вилла Швоб (Вилла Турку) в Ла-Шо-де-Фон, Швейцария
- 1922 Дом-ателье Амеде Озанфана, Париж, Франция
- 1923–1924 Вилла Ла Роша/Жаннере, Париж, Франция
- 1924–1925 Посёлок ФРУЖЕ, Пессак, Бордо, Франция
- 1924 Павильон «ЭСПРИ НУВО» для Всемирной выставки в Париже, Франция
- 1926 Дом-убежище Армии Спасения в Париже, Франция
- 1926 Дом Кук в Болонь-сюр-Сен, Париж, Франция
- 1926–1927 Вилла Штейн/де Монзи, Вокрессон, Париж, Франция
- 1927 Дома в поселке Вайсенхоф, Штутгарт, Германия
- 1928–1936 Здание Центросоюза в Москве
- 1929–1931 Вилла Савой в Пуасси, Франция
- 1930–1932 Швейцарский павильон Интернациональный студенческий городок, Париж
- 1930 Многоквартирный дом Кларте в Женеве, Швейцария
- 1931–1933 Дом в Порт-Молитор (с апартаментами Л. К.) Париж, Франция
- 1935–1936 Министерство здравоохранения и образования (Дворец Гуштаву Капанемы), руководство проектом, Бразилия
- 1946–1951 Мануфактура Дюваль в Сен-Дье, Франция
- 1947–1952 Марсельская жилая единица, Марсель, Франция
- 1949 Дом Куручета в Ла-Плате, провинция Буэнос-Айрес, Аргентина
- 1950–1955 Капелла в Роншане Роншан, Франция
- 1951–1957 Чандигарх — новая столица штата Пенджаб, Индия:
- 1951 Музей и галерея искусств
- 1951–1958 Здание Секретариата
- 1951–1955 Дворец Юстиции
- 1951–1962 Здание Ассамблеи
- 1951–1957 Ахмадабад, Индия
- 1951–1956 Дом Сарабхаи
- 1951–1956 Дом Сходан
- 1951–1957 Здание Текстильной ассоциации
- 1951–1957 Музей
- 1955–1957 Дома Жауль в Нёйи-сюр-Сен, Париж, Франция
- 1957–1959 Бразильский павильон, Интернациональный студенческий городок, Париж
- 1957–1959 Национальный музей западного искусства, Токио, Япония
- 1963–1967 Павильон Хейди Вебер (Центр Ле Корбюзье), Цюрих
- 1962 Карпентер-Центр Визуальных Искусств, Гарвардский ун-т, Бостон, США
Корбюзье и Мандельштам
В первоначальном варианте опоры Дома Центросоюза, были открытые и стояли на сваях. В связи с этим поэт Осип Мандельштам считал, что это здание «отвратительно» и напоминает «избушку на курьих ножках» из русских сказок. В одном из своих стихотворений поэт как раз упоминает этот дом: «В хрустальные дворцы на курьих ножках я даже легкой тенью не войду».
*Сейчас в здании находится Федеральная служба государственной статистики.