«АиФ»: Вам не страшно начинать работать в Москве?
Заха Хадид: Почему вы спрашиваете?
- У нас еще ни один проект западного архитектора по разным причинам не воплощен в жизнь.
- Думаю, что, когда приглашают иностранного архитектора, его поощряют и поддерживают. У меня в России никаких проблем нет. Я работаю с серьезной компанией, и отношения выстроены вполне цивилизованно. (Заху Хадид пригласила компания, которая собирается освоить большой участок земли на одной из городских набережных. Проект оценивается в 180 млн. долл. - Авт).
- Многие известные архитекторы считают, что Москва - город вторичных идей. У нас возводят то, что когда-то и где-то уже построили.
- Я не настолько хорошо знакома с современной московской архитектурой, ничего конкретного сказать не могу. Но в целом Москва - город с уникальным архитектурным обликом. Другого такого нет. В ХХ веке были созданы действительно красивые здания, которые сделали Москву - неповторимой.
«Архитектура должна соответствовать эпохе»
- А вы нам город не испортите, построив что-то слишком выдающееся?
- Никогда не делаю того, что выпадает из контекста городской среды. Про свою работу в Москве пока ничего определенного сказать не могу, потому что все в стадии разработки. Но знаю, что многие прекрасные здания вы уничтожили сами. А ведь они существовали только в России. Сталинская архитектура вообще не имеет аналогов. Однако это не значит, что ее нужно повторять сегодня. Новые здания, сделанные под старину, не соответствуют стилю современного города. Они превращаются в декорации. Каждый человек в течение своей жизни меняется, что уж говорить про город или страну. Архитектура должна соответствовать эпохе.
- В современных зданиях, в том числе и ваших, - нагромождение стекла и бетона. Это дань моде или технологиям?
- В городах мало солнечного света, поэтому здания с большими окнами или вовсе прозрачные пользуются большой популярностью. Кроме того, стекло помогает зданию выглядеть легким. Что касается технологий, то для инженеров мои проекты - головная боль. Мне интересно строить такие объекты, в которых инженерной составляющей как бы нет. Например, здание висит в воздухе. Конечно, на самом деле оно стоит на земле, но опор может быть и не видно.
- Вы - самая известная из женщин-архитекторов. Помогает это в работе или мешает?
- Бывало очень трудно. Коллеги-мужчины долгое время не воспринимали всерьез, заказчики-мужчины относились плохо. Не давали толком работать. В общем, все, что можно вообразить, со мной в профессии случилось.
- Что-то изменилось с получением премии?
- Наверное, изменилось время. Но самое главное, изменилось восприятие моего творчества людьми. Скептики прежде считают меня теперь хорошим архитектором.
- Вы родились в Ираке, всю сознательную жизнь прожили в Великобритании, больше ваших проектов реализовано в Германии. Как вам кажется, активно застраивающаяся Москва в какую сторону смотрит?
- Я покинула Ирак давным-давно. Полжизни там уже не была. В студенческие годы увлекалась авангардом, русскими супрематистами - Малевичем например. Авангард до сих пор меня вдохновляет. Москву мне трудно оценивать. Но если вы настаиваете, то она больше похожа на европейский город.
СПРАВКА
Заха Хадид родилась в Багдаде, в Архитектурной ассоциации в Лондоне училась у Рема Кулхааса. Свой выпускной проект назвала «Тектоникой Малевича» - необычное здание было помещено на мост Хангерфорд на Темзе. По ее проектам в разных городах мира построены автостоянки, вокзалы, депо, выставочные и научные центры. Среди самых известных творений - Центр современного искусства в Цинциннати (США, Огайо), новая фабрика BMW в Лейпциге (Германия), лыжный трамплин со смотровой террасой на горе Бергизель в Инсбруке (Австрия). В настоящий момент она вместе с другими знаменитыми архитекторами строит отель в Мадриде (Испания).