Специальное приложение к мобильному позволяет, сфотографировав такой графичный рисунок, тотчас попасть на портал «Узнай Москву» и прочитать на экране своего сотового телефона краткую информацию об историческом здании: когда и кто его построил, что в доме располагалось, кто из известных людей в нём жил, работал или гостил у друзей.
Краткая информация, собранная знатоками Москвы, историками архитектуры и искусства, даёт возможность в считаные минуты узнать о достопримечательности необходимый минимум того, из чего складывается знание о городе, о его истории и культуре. Такой вот карманный путеводитель, включающийся по вашему желанию в разных концах мегаполиса.
Дом № 33/12 на Арбате построен в 1870-х гг. архитектором Лопыревским на принадлежавшем ему участке. Вначале здесь размещался один из первых в Москве родильных приютов, затем открыл двери гастроном Белова. Около полувека, с 1941 г. до самой смерти в 1988 г., здесь жил Алексей Лосев, русский философ и филолог, ученик Павла Флоренского. В 1929 г. он тайно постригся в монахи. Через год в работе «Диалектика мифа» раскритиковал основу марксизма - диалектический материализм, за что был арестован и получил 10 лет тюрьмы, но его освободили благодаря заступничеству Е. Пешковой. Труды Лосева об античной эстетике и эстетике Возрождения стали классическими.
Сегодня в доме на Арбате открыта Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева».
На ул. Пятницкой, 71, располагалась одна из крупнейших в Европе типография известного книгоиздателя и просветителя Ивана Сытина, построенная в 1903 г. по проекту архитектора А. Эрихсона и инженера В. Шухова. В 1913 г. здесь работал поэт Сергей Есенин. Летом 1905 г. скуповатый Сытин решил сэкономить и не платить наборщикам за знаки препинания, оплачивая только набранные буквы. Возмущённые рабочие потребовали повысить зарплату и сократить рабочий день до 9 часов. Последнее требование Сытин принял, но зарплату не повысил и за знаки препинания всё-таки платить перестал. После этого возникла стачка, перекинувшаяся на другие заводы с фабриками и ставшая всероссийской. Тогда мрачно шутили: всё случилось из-за «сытинской запятой».
В Кривоарбатский пер. к дому № 10 приезжают туристы со всего мира. Это самый известный памятник советского авангарда - дом архитектора Константина Мельникова, построенный им для себя и своей семьи в 1927-1929 гг. Зодчий с мировой известностью (автор советского павильона на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже) получил исключительное в СССР право выстроить частный дом в центре Москвы. Дом представляет собой два разновысоких цилиндра, врезанных друг в друга и образующих в плане цифру 8. На крыше более низкого цилиндра зодчий устроил террасу. Стены другого прорезаны 57 шестигранными вертикальными окнами, ориентированными на окрестные сооружения.
Дом № 36 по Староконюшенному пер. построен в 1871-1872 гг. для предпринимателя и мецената Александра Пороховщикова, владельца гостиницы и ресторана «Славянский базар». Деревянный терем в русском стиле по проекту архитектора Андрея Гуна был удостоен премии на Всемирной выставке в Париже. С 1875 по 1878 г. в доме помещалась редакция одного из самых читаемых в Москве печатных изданий - «Газеты А. Гатцука». В 1880-х гг. здесь, в «Обществе воспитательниц и учительниц с бесплатной школой коллективных уроков по естествознанию и математике, иностранным языкам, пению», читал лекции всемирно знаменитый физиолог Иван Сеченов.
В доме № 12а по Большому Николопесковскому пер. располагается Театральный институт имени Бориса Щукина (в столичном просторечье - Щука). Он вырос из любительской театральной студии, основанной в 1914 г. режиссёром Евгением Вахтанговым. После премьеры в 1917 г. спектакля «Принцесса Турандот» её переименовали в 3-ю студию МХТ, а в 1926 г. коллектив отстоял и занимаемое здание, ставшее Театром им. Вахтангова и театральной школой при нём, затем училищем и наконец институтом.
Специальный выпуск «АиФ СВ»: День моего города