Мэр Москвы Сергей Собянин занимает свой пост уже три года, с лета 2010 года. За это время градоначальник успел провести в столице как удачные, так и довольно неоднозначные реформы. При этом политологи довольно высоко оценивают его шансы на выборах мэра, которые могут досрочно пройти уже в будущем сентябре. АиФ.ru вспомнил 10 самых важных проектов Сергея Собянина, которые больше всего запомнились горожанам.
Управление и новые территории
– С 1 июля 2012 года территория города расширилась в 2,5 раза: к Москве были официально присоединены 148 тыс. га на юго-западе Московской области, где располагались 19 различных поселений и два городских округа – Троицк и Щербинка. Кроме того, столица получила участки в Одинцовском, Красногорском и Люберецком районах. Присоединенный участок получил официальное название – Троицкий и Новомосковский административные округа (ТиНАО). Проект принято считать инициативой Сергея Собянина и Дмитрия Медведева.
– С приходом нового мэра кадровый состав городского правительства изменился на 98%, а муниципальных властей – на 50%. Поменялся и сам подход к подбору кадров. Так, работу в городском правительстве нашли многие представители бизнес-структур: проработавшая год в должности заместителя мэра Ольга Голодец ради вхождения в команду Собянина оставила пост председателя совета директоров страховой компании «Согласие», оказавшийся на подобной позиции Максим Ликсутов покинул совет директор «Аэроэкспресса», а департамент строительства возглавил бывший директор департамента зарубежных проектов ОК «Русал» Андрей Бочкарев. Привычной практикой стали показательные увольнения глав районных управ.
– Суммарно правительство Сергея Собянина заморозило в городе строительство 31,2 млн квадратных метров недвижимости – инвестконтракты по возведению были отменены по решению городской земельной комиссии. В общей сложности чиновники наложили мораторий почти на 80% соглашений, которые заключило с девелоперами правительство Юрия Лужкова. Причиной отмены контрактов в большинстве случаев стало несоблюдение первоначальных условий и финансовые махинации. Изначально одним из главных последствий сокращения объемов строительства эксперты называли возможный рост цен на жилье, который должно было спровоцировать сокращение объемов строительства. Впрочем, значительного скачка так и не произошло, и жилье на вторичном рынке в Москве по-прежнему стоит дороже, чем в новостройках. Инвестконтракты же в городе было решено заключать по-другому.
– Важной для города реформой стала попытка максимально автоматизировать общение с населением. Теперь пожаловаться на любую проблему по благоустройству можно на многочисленных городских порталах – doroga.mos.ru, dom.mos.ru, gorod.mos.ru. Одновременно заработал городской аналог федеральных «госуслуг» – порталpgu.mos.ru, с помощью которого москвичи могут удаленно решить простые задачи, не взаимодействуя с чиновниками.
Благоустройство
– С московских улиц начали убирать хаотично расставленные ларьки и рекламные растяжки. С 2011 года число нестационарных торговых объектов в городе уменьшилось примерно на 40% – с улиц, автобусных остановок и станций метро исчезли палатки. Предполагалась, что все утвержденные к размещению ларьки в городе будут выглядеть одинаково – дизайн специально разработала Москомархитектура, но окончательно внедрен он так и не был. С 2013 года в городе начал действовать новый порядок размещения рекламных конструкций: Москву разделили на 14 различных зон, в каждой можно размещать лишь щиты определенного типа. Самые суровые стандарты разработаны для центральных улиц. Последствием политики должно было стать фактическое исчезновение из города растяжек и настенных баннеров, но в полном объеме задуманное пока не реализовали – демонтировать удалось лишь пятую часть всей рекламы.
– Одним из первых громких нововведений Сергея Собянина в начале 2011 года стала замена асфальта в городе на тротуарную плитку. С этой же инициативой был связан первый крупный скандал – общественники заподозрили участие в тендерах на обновление тротуаров тюменских компаний, принадлежащих родственникам мэра города. Но официального подтверждения информация не получила. Первоначально замостить историческую часть города должны были еще летом 2011 года. Но до конца план выполнить не успели: работы продолжились и в 2012, и в 2013 году. Сейчас плитка по-прежнему используется для создания пешеходных пространств.
– Важным достижением Собянина в области культуры среди молодых москвичей принято считать попытку реформировать городские парки. Первым проектом оказались перемены в ЦПКиО имени Горького. Созданная следом в октябре 2011 года структура «Мосгорпарк» взяла на себя заботу суммарно о 14 зонах отдыха. В столичных парках появились пляжи, кинотеатры, спортивные сооружения и прочие места для активного времяпровождения.
Транспорт
– Самые громкие и неоднозначные нововведения главы города связаны с автомобильным транспортом. Одной из главных задекларированных целей правительства стало максимальное освобождение центра от машин. Свой приход к власти мэр ознаменовал введеннымполным запретом на парковку личного транспорта вдоль Тверской улицы. Первое время установленные вдоль магистрали автомобили круглосуточно забирали эвакуаторы, но через год, из-за многочисленных жалоб автомобилистов, парковку на Тверской снова разрешили. В октябре 2012 года ситуация изменилась в противоположную сторону, и разметка с дороги исчезла. В качестве альтернативы предполагалась организация отдельной парковочной площадки, но от проекта было решено отказаться из-за претензий федеральной службы охраны. Парковаться на Каретном ряду, Петровке и в прилегающих дворах теперь можно лишь платно. В ближайшем будущем ужесточить режим планируется на всех центральных улицах города.
– Месяц назад городские власти объявили о том, что до конца 2014 года нелегальных маршруток в городе остаться не должно: все схемы движения будет разрабатывать департамент транспорта и развития дорожной инфраструктуры, а предприниматели будут работать лишь на подряде у города. Главным нововведением для пассажиров станет возможность использовать в маршрутках стандартные билеты «Мосгортранса». Первый контракт был уже заключен.
– Менее успешной оказалась попытка внедрить выделенные полосы для общественного транспорта. Первые участки дорог огородили в октябре 2011 года, но к августу 2012 года оказалось, что появившаяся разметка во многом лишь затрудняет движение и 15 ранее созданных полос были ликвидированы. Сейчас в городе действуют 17 отдельных зон, почти все они располагаются за границами ТТК.