Осенью 2020 года силы Погранслужбы ФСБ России, Военно-морского флота и ВКС были задействованы в операции по выдворению из территориальных вод Российской Федерации британского военного корабля.
Английский капитан плохо слышал
Об этом в интервью РИА Новости заявил первый заместитель директора Федеральной службы безопасности — руководитель Пограничной службы Владимир Кулишов. Речь идет о событиях, имевших место 13 октября 2020 года в районе Крыма.
В декабре 2020 года заместитель министра обороны РФ Александр Фомин в беседе с «Российской газетой» сказал: «В 2020 году активность действий авиации и военно-морских сил альянса существенно возросла, все чаще возникают ситуации, способные привести к серьезным инцидентам. Накануне празднования 75-летия Победы в акватории Баренцева моря прошли учения отряда боевых кораблей объединенных военно-морских сил НАТО. В августе и сентябре 2020 г. в непосредственной близости от российской границы зафиксировано более 15 полетов американских стратегических бомбардировщиков В-52Н и В-1В. 13 октября 2020 г. эсминец ВМС Великобритании Dragon осуществил проход через территориальное море России в районе мыса Херсонес, а 24 ноября 2020 г. эсминец ВМС США “Джон Маккейн” зашел в залив Петра Великого. Перечисленные действия имели открытый провокационный характер. Инцидентов удалось избежать только благодаря высокому уровню профессиональной подготовки российских летчиков и моряков». При этом Фомин не стал раскрывать подробности данных случаев и заострять внимание на ситуации с британским эсминцем.
Кулишов уточнил, что именно происходило в районе мыса Херсонес.
«13 октября 2020 года, несмотря на поступившее предупреждение о недопустимости захода в территориальные воды России, эсминец УРО D35 Dragon ВМС Великобритании пересек государственную границу Российской Федерации в районе мыса Херсонес в акватории Черного моря, воспользовавшись правом мирного прохода. На требования немедленно покинуть территориальное море России капитан эсминца заявил о плохом приеме сигнала. В результате совместных с ВМФ и ВКС России действий военный корабль был выдворен в нейтральные воды», — цитирует Кулишова РИА Новости.
«Дракон» типа 45: что из себя представляет эсминец Ее величества?
HMS Dragon (D35) («Эскадренный миноносец Eё величества “Дракон”, бортовой номер 35») относится к типу 45. Корабли данной серии для нужд Военно-морских сил Великобритании начали строиться в 2003 году. Головной корабль HMS Daring (D32) был введен в эксплуатацию в 2009 году. Все было построен шесть таких судов, последний из которых сдали флоту в 2013 году.
«Дракон» был заложен в декабре 2005 года, спущен на воду в ноябре 2008 года и введен в состав флота в апреле 2012 года.
Основу вооружения эсминцев типа 45составляет зенитный ракетный комплекс PAAMS, разработанный в сотрудничестве с Францией и Италией. Британская версия отличается от франко-итальянской применением новейшего британского радара Sampson. В своем боевом арсенале эсминцы имеют зенитные ракеты Aster 15 и Aster 30 с активными головками самонаведения, что облегчает поражение низколетящих, малозаметных и маневрирующих целей.
Артиллерийское вооружение корабля состоит из стандартной 114-мм 55-калиберной универсальной пушки BAE Systems Mark 8. Орудие обеспечивает поражение наземных, надводных и воздушных целей на дистанции до 22 км. Скорострельность составляет от 22 до 26 выстрелов в минуту. В боекомплект входят осколочно-фугасные, дальнобойные (до 27,5 км), заградительные (распыляющие дипольные отражатели) и осветительные снаряды. Для ближней противовоздушной обороны корабль оснащен двумя 30-мм орудиями «Эрликон» в одноствольных установках DS-30B и двумя 20-мм автопушками Mark 15 Phalanx CIWS. Вспомогательное вооружение корабля состоит из двух управляемых вручную пулеметов M134 Minigun калибром 7,62 мм, предназначенных для самообороны от диверсантов, взрывающихся катеров и ближней огневой поддержки.
«Ящик с гаечными ключами», который отлично ловит корабли с наркотиками
Издание The Sunday Times в 2017 году довольно нелестно описало боевые возможности эсминцев типа 45, приведя мнение контр-адмирала Криса Парри: «Они адски шумят, грохочут, как ящик с гаечными ключами. Какой смысл вкладывать деньги в сложную противоракетную оборону, если эсминец может быть потоплен услышавшей его издали подлодкой?» Эксперт посчитал, что российские подлодки обнаружат данные эсминцы на расстоянии 100 миль. Кроме того, оказалось, что двигатель, установленный на данном типе эсминцев, не приспособлен для работы в жарком климате и на устранение этой проблемы нужно не менее 9 лет.
В октябре 2016 года «Дракон» был отправлен для отслеживания двух российских корветов в Атлантике во время крупного развертывания российских ВМФ возле Великобритании. Однако лучше всего эсминцу удаются операции, связанные с перехватом наркотиков.
Так, 26 ноября 2018 года «Дракон», находясь на операции на Ближнем Востоке, задержал подозрительную лодку, в которой было обнаружено 148 мешков, содержащих в общей сложности 3048 кг гашиша. 15 марта 2019 года «Дракон» осуществил изъятие 224 кг героина с рыболовного судна в Аравийском море. Всего на счету эсминца около десятка успешных операций по захвату наркогрузов.
Крымские провокации
Попытки проникновения кораблей НАТО в территориальные воды нашей страны в районе Крыма — очень давняя история. Они предпринимались и в советские годы.
Поводом для спора стал разный отсчет 12-мильной зоны территориальных вод. В США утверждали, что отсчёт следует вести от каждой точки береговой линии. В Советском Союзе придерживались принципа так называемой «базисной линии»: например, при определении зоны территориальных вод в заливах расстояние до границы отсчитывались не от береговой черты, а от линии, соединяющей входные мысы заливов.
Американские военные корабли в спорных районах, опираясь на своё понимание границ территориальных вод, пересекали границу СССР, тем самым провоцируя советских моряков на ответные действия.
13 марта 1986 года американский крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» вошли в территориальные воды СССР у побережья Крыма, углубившись в них более чем на 10 километров. При этом корабли шли с включёнными средствами радиоэлектронной разведки. Закончив маневр, они без последствий ушли за границу.
Командованием ВМС СССР был разработан план действий на случай повторения данной ситуации.
12 февраля 1988 года «Йорктаун» и «Кэрон» вновь вторглись в советские территориальные воды. Приказ осуществить операцию возмездия получили сторожевик «Беззаветный» под командованием капитана 2-го ранга Богдашина и сторожевик «СКР-6» капитана 3 ранга Петрова. Поддержку кораблям оказывали пограничный сторожевик «Измаил» и спасательный корабль «Ямал».
«Беззаветный» рубит сплеча
В 11:02 по московскому времени «Беззаветный», приблизившись к американцам, переложил руль вправо и произвёл навал на корму «Йорктауна». От удара бортами посыпались искры. Якорь «Беззаветного» одной лапой разорвал обшивку борта крейсера, а другой сделал пробоину в носовой части борта своего корабля.
В этот же момент «СКР-6» прошёл по касательной вдоль борта «Кэрона», срубив ему леера и разбив шлюпку.
Несмотря на это, «Йорктаун» продолжил двигаться вглубь территориальных вод СССР. Тогда «Беззаветный» пошёл на второй навал, во время которого снёс леера, разломал командирский катер и вывел из строя ракетную пусковую установку. В довершение всего на палубе «Йорктауна» начался пожар.
«Беззаветный» радировал американцам: если не покинете территориальные воды СССР, будет предпринят новый навал.
«Йорктаун» и «Кэрон» попытались зажать «Беззаветный» в клещи. В ответ на «Беззаветном» демонстративно зарядили бомбомётные установки. На «Йорктауне» выкатили из ангаров палубные вертолёты. Ответ советского командования был жёстким: если вертолёты поднимутся в воздух, они будут немедленно сбиты как нарушители воздушного пространства. С берега на помощь советским кораблям была поднята авиация.
После этого побитые американцы поспешили покинуть территориальные воды. Участники операции были представлены к наградам, а американские моряки более не предпринимали подобных провокационных действий в этом районе.
Возможно, современные моряки НАТО просто позабыли о той истории.