Примерное время чтения: 7 минут
8475

Последний бросок. Что повезут по транспортному коридору «Север-Юг»?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. Предчувствие еды 20/07/2022 Сюжет Санкции в отношении России и ответные меры РФ
Индийский субконтинент.
Индийский субконтинент. Commons.wikimedia.org

Россия приблизилась к Индийскому океану и Индии: впервые по транспортному коридору «Север-Юг» идет российский поезд. Новая-старая (частично состоящая из уже готовых дорог) магистраль может открыть России рынки сбыта в Индии, Персидском заливе и даже в Африке. О том, что даст России «последний бросок на юг» — в материале aif.ru 

Почему поезд плывет?

По транспортному коридору «Север-Юг» в Иран прибыл первый контейнерный поезд из России, сообщает правительственное агентство IRNA со ссылкой на заявление министра дорог и городского развития исламской республики Ростама Гасеми. Через Иран груз отправится в Индию.

Транспортный коридор «Север-Юг». Нажмите для увеличения.
Транспортный коридор «Север-Юг». Нажмите для увеличения. Фото: Commons.wikimedia.org

Поезд выехал со станции Чехов в Подмосковье 6 июля, проехал через Казахстан и Туркменистан и достиг северного Ирана, провинции Хорасан. Он перевозит 39 грузовых контейнеров. В Иране первый российский поезд проследует до порта им. Мученика Раджаи (Шахид-Раджаи) в городе Бендер-Аббас на берегу Персидского залива. После чего груз морем доставят в индийский порт Нава-Шева.

Как сообщал оператор перевозки, компания «РЖД Логистика», ориентировочное транзитное время поездов по этому маршруту составляет 35-37 дней, а протяженность маршрута превышает 8 тыс. км. Согласно договоренности, теперь Иран и Россия будут использовать железнодорожную и автодорожную инфраструктуру друг друга. Доехать до Индии по суше пока не получается, хотя дороги есть: мешают плохие отношения Ирана и Пакистана, а также Пакистана и Индии. Поэтому последние 2,5 дня нашему поезду придется плыть на пароме в индийский Мумбаи.

Другим недостатком схемы является разница в ширине колеи между странами, что предполагает создание пунктов по замене тележек одной колеи на другую у вагонов на стыке железных дорог. Кроме того, потребуется строительство в Мумбае и Бендер-Аббасе берегового паромного комплекса стоимостью примерно 100 млн долл.

Если перевозки пойдут по маршруту первого российского поезда, через железные дороги России, Казахстана, Туркмении и Ирана, то он оптимальный, считает эксперт в области транспорта и логистики Яков Гуревич.

«Этот путь дает России колоссальное преимущество перед Европой, но его надо развивать, — объяснил он aif.ru. — Первый поезд в Индию — это пробный шар, эксперимент. Есть серезные перспективы для улучшения инфраструктуры коридора “Север-Юг”. В основном речь об иранской территории — по этому пути сразу быстро и много возить не получится. Если бы Иран в свое время увидел долгосрочную перспективу в российских грузах — другое дело. Мы двадцать лет развивали другие транспортные коридоры, а тут вдруг пришлось менять направление. Нужно расширять железнодорожную инфраструктуру. Предполагаю, что сейчас, в непростой экономической ситуации, под санкциями Россия может сделать это за 5 лет».

Новый старый проект

Межправительственное соглашение о международном транспортном коридоре «Север-Юг» было подписано между Россией, Ираном и Индией еще 12 сентября 2000 г. в Санкт-Петербурге в ходе второй Евроазиатской конференции по транспорту. Через два года, в мае 2002 г., в Санкт-Петербурге министры транспорта стран-участниц подписали еще и протокол об официальном открытии коридора. Позже состав участников расширился до 14 государств.

Цель проекта — привлечение транзита грузопотоков из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу (в сравнении с морским маршрутом через Суэцкий канал расстояние сокращается более чем в два раза, что снижает сроки и стоимость перевозок).

Сейчас проект объединяет несколько различных транспортных систем. Индия вложила в него около 2,1 млрд долл., часть этой суммы пошла на строительство транспортной инфраструктуры в Иране. Россия же до сих пор не проявляла к нему интереса, как и Иран, которому до сих пор особенно нечего было возить с севера на юг. Отечественные власти и компании к тому же боялись подпасть под вторичные санкции, которые грозили всем, кто решался сотрудничать с опальным Ираном без специального разрешения структур ООН. Теперь Россия обогнала закаспийского соседа по числу и строгости санкций «западных партнеров» и наконец вспомнила о планах развития «южного коридора». Транзит грузов через Иран в Персидский залив (а далее в ту же Индию и вообще в Южную и Юго-Восточную Азию — Бангладеш, Бирма, Таиланд, Малайзия) станет мощным стимулом для российской экономики, единодушны эксперты.

«Если мы получим полномасштабный выход через морские и железнодорожные пути в Персидский залив, конечно, как говорится, нас не поймаешь, нас не догонишь», — заявил спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.

«Мультимодальный маршрут — из Юго-Восточной Азии через порты Индии и Ирана и далее по железной дороге, — может создать реальную конкуренцию маршруту через Суэцкий канал, — пишет владелец крупнейшей в России контейнерной компании Сергей Шишкарев. — Кроме этого, Север — Юг — это маршруты в сторону Африки, которая, уверен, в ближайшее десятилетие начнет играть более важную роль в мировой экономике как рынок потребления на фоне роста населения континента и как источник грузовой базы при размещении там все большего объема производств».

«У нас сейчас всего четыре работающих транспортных коридора, считая этот новый и работающий пока условно — рассказал aif.ru руководитель Группы Южной Азии и региона Индийского океана Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН Алексей Куприянов. — Все они морские: через Санкт-Петербург, Новороссийск, иранский Бендер-Аббас и Владивосток. Кстати, хотя российские составы в Иран и в Индию не ходили, перевозка грузов по этому коридору уже давно шла, небольшими партиями контейнеров, 30-50. Сейчас его будут расширять. Вряд ли по этому коридору пойдет поток цистерн с нефтью — просто потому, что танкерами в Индию возить дешевле. Из Индии пойдет фармацевтическая продукция, сельхозпродукция, запчасти и техника (в том числе транзитом). Из России — металлы, машины и оборудование. Но в первую очередь важно, чтобы индийские компании помогли бы нам импортом — он упал в России на 40%».

Тем временем, увидев заинтересованность северного соседа в развитии сотрудничества, Иран подал заявку на вступление в БРИКС, сообщил официальный представитель МИД Саид Хатибзаде. Ранее президент Аргентины Альберто Фернандес заявил о желании присоединиться к объединению Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах