Первый боевой поход новейшей американской атомной подводной лодки завершился крупной неприятностью. Субмарина получила серьезные повреждения гидроакустического покрытия корпуса.
«Плитка» осыпалась
Как сообщает Forbes, подлодка SSN-788 Colorado 20 февраля 2020 года вернулась на военно-морскую базу Нью-Лондон (штат Коннектикут).
На снимках субмарины, сделанных на базе после ее возвращения, заметно, что большие участки так называемого «стелс-покрытия» оторвались.
Точный маршрут похода SSN-788 Colorado засекречен, но известно, что АПЛ прошла 39 тысяч морских миль (более 72 тысяч километров), побывала за Полярным кругом, заходила в порты Норвегии и Шотландии.
«Стелс-покрытие», или безэховое покрытие отвечает за поглощение звуковых волн от сонара, используемого для обнаружения субмарины. Создание гидроакустического покрытия является сложной инженерной задачей, за выполнение которой ВМС США выплачивают подрядчикам крупные суммы денег. То, что данный элемент нарушен уже в первом походе, в результате чего боевые качества подлодки серьезно ухудшаются, — настоящий скандал.
«Вирджиния» вместо «Сивулфа»
SSN-788 Colorado — атомная многоцелевая подводная лодка четвертого поколения, относящаяся к американскому типу Hunter/Killer («охотник-убийца»). SSN-788 Colorado относится к проекту «Вирджиния». Головная лодка этого проекта — SSN-774 Virginia — вошла в состав флота в 2004 году.
Предполагается, что в течение ближайших 20 лет ВМС США получит 30 лодок типа «Вирджиния», которые сменят в составе флота АПЛ типа «Лос-Анджелес», строившиеся с 1976 по 1996 год.
«Вирджиния» считается своеобразным эконом-вариантом, утвержденным вместо ранее запланированного проекта «Сивулф».
Министр ВМС США Дональд Винтер, выступая в 2007 году на церемонии ввода в строй очередной подлодки проекта «Вирджиния», заявлял: «Малозаметность, дальность плавания без пополнения запасов, маневренность (при выполнении различных задач) и смертоносность вкупе с высокопрофессиональным и боеготовым экипажем делает эту подлодку самой сильной на подводном театре военных действий».
Большой заказ
Лодки данного типа предназначены для борьбы с подводными лодками на глубине и для прибрежных операций. Кроме стандартного вооружения они имеют также оборудование для специальных операций: необитаемые подводные аппараты, шлюзовую камеру для легководолазов, палубное крепление для контейнера или сверхмалой подводной лодки.
В период с 2004 по 2008 год в строй были введены 4 АПЛ модификации Block I, с 2008 по 2013 год — 6 АПЛ модификации Block II.
SSN-788 Colorado относится к модификации Block III и является 15-й по счету лодкой проекта «Вирджиния», введенной в состав ВМС США. В настоящее время cданы семь из восьми субмарин данной модификации.
В апреле 2014 года был подписан контракт с компаниями General Dynamics Electric Boat и Huntington Ingalls Industries Newport News Shipbuilding на строительство десяти атомных подводных лодок модернизированной версии Block IV. Сумма сделки составила 17,6 млрд долларов и стала крупнейшей для контрактов на строительство подводных лодок. Впрочем, весьма возможно, что стоимость одной субмарины существенно вырастет. Известно, например, что цена 13-й по счету АПЛ типа «Вирджиния» SSN-786 Illinois составила 2,7 млрд долларов. Дешево это только в сравнении с «Сивулфами», каждый из которых обходился американскому бюджету в 4,3 млрд долларов.
Отсутствие качества и подлог документов военной приемки
Как выясняется, большие возможности американского бюджета — это еще не гарантия качества. Принятую в состав флота в 2013 году SSN-783 Minnesota уже в 2014 году пришлось отправить на длительный ремонт. Такая же судьба постигла и две следующие субмарины проекта: SSN-784 North Dakota и SSN-785 John Warner. Прослужив всего несколько месяцев, они отправились в ремонтные доки. Причиной стали выявленые производственные дефекты в двигательной установке: нарушенные технические требования при сборке парогенератора и некачественная сварка.
Нынешние повреждения SSN-788 Colorado станут причиной новых разбирательств ВМС США с подрядчиками. Как пишет Forbes, предполагалось, что «стелс-покрытие» будет сохранять прочность в самых сложных условиях. Нынешний поход субмарины, как пишут американские эксперты, проходил в сложных, но в далеко не самых экстремальных условиях. Это означает, что АПЛ могут просто оказаться не в состоянии выполнить возложенные на них задачи.
В сентябре 2019 года Forbes сообщал, что судостроительную компанию Huntington Ingalls обвинили в фальсификации документов о проверке качества «стелс-покрытия» на сдаваемых флоту АПЛ типа «Вирджиния». Представители ВМС США предпочли тогда не предавать дело широкой огласке, но нынешняя ситуация показывает, что проблему не удалось решить до сих пор.
Американские эксперты утешаются одним обстоятельством: с подобными проблемами нередко сталкиваются не только в США, но и в других странах, обладающих современным подводным флотом. Правда, ни у кого больше нет столь дорогих субмарин с осыпающимся гидроакустическим покрытием корпуса.