Инцидент с участием российских военнослужащих и пограничников Литвы произошёл вечером 1 июня на контрольном пограничном пункте в Кибартае. Четверым гражданам России по решению литовских властей было отказано в пересечении государственной границы.
Как сообщает агентство Delfi со ссылкой на представителя по связям с общественностью Службы охраны госграницы Литвы (СОГГЛ) Гедрюса Мишутиса, около 21:00 по местному времени сотрудники литовской погранслужбы проверяли транзитный поезд Калининград-Москва, въезжавший в Литву из Калининградской области.
Вместе с пограничниками поезд проверял и военный из Центра контроля над передвижением литовской армии.
Во время проверки одного из купе в нём оказались четверо граждан России в штатском. При проверке документов было установлено, что они являются военнослужащими.
Литовские пограничники потребовали у мужчин разрешение на проезд через территорию Литвы военного отряда, так как, с точки зрения литовской стороны, группа военных в составе четырёх и более человек рассматривается как военный отряд.
Такого разрешения у россиян не оказалось, и они были сняты с поезда. Литовская Служба охраны госграницы составила документ об отказе в разрешении на пересечение госграницы. До полуночи россияне были посажены на другой поезд и возвращены на территорию Калининградской области.
Особенности литовского транзита
Речь, разумеется, не идёт о неудачной попытке вторжения, о чём, надо отдать им должное, не говорят и представители Литвы. Просто в очередной раз дало знать о себе то, что часть территории России является анклавом.
Сухопутным путём на территорию Калининградской области из «континентальной» России нельзя попасть без пересечения территории ещё двух государств: Белоруссии и Литвы. И если в Белоруссии пока, слава богу, проблем нет, то с Литвой сложности возникают с момента провозглашения независимости.
Российско-литовские договорённости о транзите грузов и людей дают возможность Российской Федерации перемещать через территорию соседнего государства не только гражданских лиц, но и воинские подразделения. Периодически в этом вопросе возникают сложности, однако сторонам удаётся прийти к консенсусу.
Через территорию Литвы в Калиниградскую область и обратно россияне могут проехать при наличии дипломатического, служебного и заграничного паспорта, визы Литвы либо упрощённого транзитного документа (УТД) или упрощённого проездного документа на железной дороге (УПД-ЖД).
Данные россиянина, покупающего билет на транзитный поезд в Калининград, сообщаются в посольство Литовской Республики. В течение 26 часов поступает информация о том, дано ли «добро» на транзит.
Перемещение военных грузов и военных отрядов проводится в порядке особого согласования.
Тем, кто следует через территорию Литвы без литовской визы или визы любой из стран Шенгена, выходить из поезда на станциях запрещено. Те, у кого виза есть, могут покинуть его на любой станции.
В 2015 году Литва испугалась курсантов мореходки
Из того, что известно об инциденте в Кибартае, можно заключить следующее. Документы на транзитный проезд у россиян были в порядке, и фактически нарушения они не совершали. Если бы один из мужчин ехал в соседнем купе, то повода придраться у литовских пограничников не было бы. А так формальный повод для подобных действий литовцы нашли.
Сами представители Литвы признают, что задержания групп российских военных, нарушающих порядок транзита, были нередки лет десять тому назад, а сейчас практически сошли на нет.
Нервно ведут себя сами литовцы. Например, в 2015 году полиция и пограничники окружили железнодорожные вокзалы в Вильнюсе и Новой Вильне после получения информации о том, что через территорию Литвы в Калининградскую область проследуют «много юношей призывного возраста». Кому-то в этом даже привиделось начало российской агрессии.
Правда, потом министр обороны Литвы Юозас Олекас рассказал журналистам, что произошло недоразумение. В Калининград следовали не призывники, а курсанты мореходного училища, имевшие все надлежащие документы на транзитный проезд через территорию Литвы. Будущих моряков отпустили с миром.
Доказательства «российской агрессии»
В том же 2015 году МИД Литвы сообщил, что обнаружил доказательства подготовки «российского вторжения» в Крым ещё в 2013 году. В качестве доказательства литовские дипломаты привели страницу из паспорта жителя Калининградской области, обратившегося за получением документа упрощённого транзита.
В графе «Место рождения» в документе россиянина значилось: «РЕСП. КРЫМ / RUSSIA». При этом родился хозяин паспорта в 1992 году, когда Крым входил в состав получившей независимость Украины. Загранпаспорт был выдан мужчине 24 декабря 2013 года, до того как жители Крыма в марте 2014 года на референдуме проголосовали за присоединение к России.
Данное несоответствие в документе послужило для консульства Литвы основанием в отказе в предоставлении визы.
В Управлении Федеральной миграционной службы по Калининградской области несоответствие в загранпаспорте россиянина объяснили «техническим сбоем единичного характера».
Спрячь за высоким забором...
А в 2016 году глава МВД Литвы Эймутис Мисюнас анонсировал начало строительства на границе с Калининградской областью 135-километровой линии заградительных сооружений с модернизированной системой наблюдения. Стоимость проекта оценивается в 3,5 миллиона евро.
Строительство должно начаться в первых числах июня и завершиться до 20 декабря 2017 года. Официально целью строительства стены заявлена борьба с контрабандой и нелегальной иммиграцией.
На фоне напряжения, царящего среди политиков Литвы, повышенная бдительность литовских пограничников удивления не вызывает.