Встреча глав России и Белоруссии состоялась в Сочи. О перспективах беседы между лидерами журналисты ФБА «Экономика сегодня» спросили эксперта – первого заместителя председателя Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктора Водолацкого. Одной из самых главных тем специалисты называют выплаты за налоговый маневр.
Важный диалог
Некоторые темы предстоящей беседы в Минске, например, озвучили заранее. Так, посол республики Беларусь в Москве Владимир Семашко отметил, что основной темой станут нефтегазовые вопросы. Кроме того, планировалось обсудить и вопросы, связанные с налоговым маневром. Минфин Белоруссии заявил, что при отсутствии компенсации со стороны России переработка нефти станет убыточной. Минск просит $11 млрд за 6 лет в качестве финансовых потерь. Переговоры на эту тему уже проходили в конце 2018 года, и со стороны белорусов слышались намеки на компромисс. Эксперты расценивают таким образом заявление Лукашенко: «Я иногда задаю этот вопрос сам себе, но сегодня скажу публично: неужели кое-кому в России Украины не хватает? Неужели надо обязательно создать проблему на ровном месте? Ну нет у вас возможности компенсировать нам потери от этого налогового маневра. Господь с вами. Мы же у вас не отбираем ваш товар». Официально Москва и Минск констатируют позитивные итоги предыдущих переговоров.
«Россией и Белоруссией заключены десятки различных соглашений — в области унификации законов, создании союзного государство, а главное, в сфере экономики. Существуют договоренности, которые позволяют развивать евразийское экономическое сотрудничество. При этом мы постоянно слышим от Минска различные предложения по вариантам взаимодействия при налоговом маневре России, снижению стоимости энергоносителей.
Для этого существует межправительственная комиссия двух стран — она рассматривает все эти предложения. Кроме того, в Госдуме создана рабочая группа, которая займется полным пересмотром взаимных договоренностей, в том числе экономических. На встречах же в формате двух президентов рассматривают вопросы будущего построения союзного государства и его развития. То есть говорить, что вопрос налогового маневра будет решен сегодня в рамках диалога Путина и Лукашенко, неправильно — встреча будет посвящена целому комплексу общих вопросов», — отмечает парламентарий.
Компромиссное решение
Налоговый маневр со стороны России заключается в том, что экспортные пошлины на нефть в стране постепенно снизятся до нуля за 6 лет, налог же на добычу ископаемых, наоборот, увеличится. Дополнительные доходы от него, как считают авторы инициативы, составят 10,8 трлн рублей. Потери бюджета же будут равны 3,4 трлн рублей. Минск, в свою очередь, опасается, что такие планы россиян к 2024 году повлияют на стоимость нефти для Белоруссии. В министерстве финансов республики отмечают и прогнозируют, что в такой ситуации переработка нефти становится убыточной, и смысл ввозить 24 млн тонн сырья пропадает. Ведь для насыщения внутреннего рынка республике вполне достаточно 6 млн тонн нефти, полтора из которых Белоруссия добывает самостоятельно.
«Никаких сомнений, что этот вопрос в рамках переговоров Москвы и Минска будет разрешен, нет, — подчеркивает Водолацкий. — Россия и Белоруссия всегда найдут компромисс — хотя бы потому, что их очень многое связывает. Экономики двух стран тесно интегрированы друг с другом — этот факт просто диктует необходимость решения вопросов на взаимовыгодной основе.
В конечном итоге компромисс снимет все возможные трения, и будет выгоден как Москве, так и Минску. Где-то обоим партнерам придется поступиться позициями в пользу друг друга, но в конечном итоге это пойдет на пользу жителям двух государств. Не решусь сказать, на каком уровне в конечном итоге выход будет найден, но это вопрос не тупиковый — стороны готовы рассматривать варианты и искать самый оптимальный из них».
Санкционный вопрос
Некоторые разногласия возникли у соседствующих государств на фоне санкций. Так, в начале февраля российский премьер Медведев раскритиковала действия Минска. Он заявил, что если Белоруссия будет заниматься недобросовестной конкуренцией и «демпинговать», то Москву это не устраивает. Так, одним из поводов джля разногласий стала следующая ситуация: российский Щербинский лифтостроительный завод, главным конкурентом которого является Могилевский завод лифтового машиностроения, несет убытки. Все потому, что белорусское предприятие пользуется серьезной финансовой поддержкой государства, что считается недобросовестной конкуренцией на рынке РФ.
У Москвы в целом регулярно возникают вопросы к Минску, в том числе и по вопросу контрабанды. Так, например, российская сторона считает, что республика пропускает через свою территорию товары третьих стран, запрещенные ко ввозу в РФ из-за санкций. И экономика России от этого страдает. Минск же отрицает контрабандные поставки по белорусской территории.
«Вопросы поставок санкционных товаров в Россию двумя государствами обсуждаются постоянно — по линии пограничных служб, таможенных управлений, а также на переговорах профильных департаментов министерств экономики. В конечном итоге эта работа как раз направлена на ликвидацию „серых схем“ провоза через РБ запрещенной продукции. Для этого Россия создает особые условия.
Они заключаются в том, что если в РФ выявляются партии товаров производства третьих стран под видом белорусских, то перекрывается возможность для ввоза целым заводам и фабрикам, допустившим использование своего бренда и своей маркировки. То есть производителям РБ просто невыгодно становится рисковать и допускать контрабанду, фальсификаты. Этот особый режим набирает обороты, и бизнес РБ уже сегодня понимает преимущества честной конкурентной работы на российском рынке», — отмечает Водолацкий.
Топливное взаимодействие
Между двумя государствами разработано немало проектов, которые подразумевают интеграционные процессы. Например, речь идет о создании единого энергетического и топливного рынков, введение общей валюты и т.д.
В рамках такого сотрудничества предполагается два варианта сотрудничества. Один из них консервативный, позволяющий сохранить контуры того союзного государства, которое было создано. Второй — более продвинутый, основанный на повышении уровня интеграции до пределов, установленных в договоре. Здесь предусматривается одновременное повышение взаимозависимости экономик и возможность оказания помощи и поддержки в ходе союзного строительства, решения разнообразных вопросов, относящихся к интеграции.
«Интеграционные процессы идут, но требуют колоссальной работы, — подчеркивает депутат Госдумы. — Сам договор о сближении двух стран подписывался еще в конце 1990-х, многие положения устарели и не соответствуют сегодняшним реалиям. На прошлой неделе впервые собрали около 50 различных министерств и ведомств РФ, они будут работать по направлениям разных рабочих групп. Предстоит полный анализ эффективности интеграционного договора.
Потом нам предстоит докладывать об этом президенту Владимиру Путину, и начнется работа по обновлению условий интеграции. Жизнь не стоит на месте, законодательные акты нужно адаптировать к сегодняшним экономическим, политическим процессам. Будет очень многое изменено, что-то исключено, другие моменты учтены и добавлены. Но это огромная работа, которая займет не один день. Сказать сегодня, когда все будет закончено и согласовано, просто невозможно».
Куда двигаться дальше?
Путин уже встречался с Лукашенко несколько раз в конце 2018 года. По итогам этих встреч обе страны заявляли о позитивных итогах переговоров и самом широком спектре обсуждаемых вопросов. За пару дней до Нового года Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании рабочей группы, занимающейся подготовкой интеграции России и Белоруссии. Статус такой группы довольно высок, о чем говорит ее состав. Возглавит ее министр экономического развития РФ Максим Орешкин, а также будут участвовать в решении важных вопросов представители всех ведомств — правительства, Госдумы, Совфеда, Счетной палаты.
Аналогичную структуру, по словам Лукашенко, создает и Минск — группы будут тесно взаимодействовать друг с другом. При этом регулярно появляются слухи о возможном вхождении Белоруссии в состав РФ — они беспочвенны. «Конечно, речи о каком-то присоединении не идет, — говорил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в конце 2018 года. — Это скорее движение навстречу друг другу, это не движение в одну сторону. Дело в том, что это не может вызывать какие-то озабоченности, потому что это, собственно, в интересах всех».
«Система взаимосвязей России и Белоруссии такова, что на встречах двух президентов обсуждаются лишь возможные новые линии и перспективные направления как сотрудничества, так и интеграционных процессов. После этого достигнутые результаты передаются на проработку в парламенты и кабмины двух стран, а также общим комиссиям. И уже там рассматриваются конкретные стратегии, планы и возможности достижения поставленных целей. Эта схема зарекомендовала себя и работает довольно четко.
Наиболее свежий пример: по итогам одной из встреч было решено пересмотреть Таможенный кодекс ЕАЭС — он принимался достаточно давно и успел устареть. На сегодняшний день мы приняли обновленный вариант — в итоге каждому государству Евразийского союза, в том числе России, придется внести изменение минимум в 40 национальных законов, чтобы новый документ начал работать. Когда это произойдет, Таможенный кодекс ЕАЭС откроет огромный спектр взаимовыгодных направлений для предпринимателей РФ, Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.
Причем позитивные изменения почувствует не только крупный бизнес, но и представители малого и среднего предпринимательства. Убирается масса бюрократических препонов, на которые жалуются все участники экономического альянса. А значит, торговля станет более открытой, что пойдет на пользу всем государствам ЕАЭС», — заключает Виктор Водолацкий.