Украина достроила стационарную бетонную дамбу, перекрыв Северо-Крымский канал, который снабжал полуостров водой более полувека. С одной стороны, Киев включает Крым в рекламные ролики «Евровидения», с другой — устраивает ему всяческие блокады, возводит заборы и дамбы. АиФ.ru разобрался, связывает ли ещё хоть что-то Украину и полуостров.
Незалежная закрывает кран
Сообщается, что дамбу построили за год, на её сооружение потрачено 35 миллионов гривен. Формально украинские чиновники объяснили необходимость строительства плотины попыткой восстановления водоснабжения сельскохозяйственных районов юга Херсонской области, которые ранее оказались отрезанными от воды из-за закрытия шлюзов. Стационарная дамба якобы позволит орошать земли за счёт сэкономленной воды из Каховского водохранилища. Но при этом в Киеве не преминули заявить, что у новой дамбы есть шлюз, который можно открыть, «когда Крым вернётся в состав Украины».
Ещё в 2014 году Украина начала перекрывать шлюзы Северо-Крымского канала, через который вода из Каховского водохранилища в нижнем течении Днепра поступала на полуостров. Ранее за счёт этой водной артерии удовлетворялось около 80 % потребности Крыма в воде. В результате полуостров перешёл на использование внутренних источников водоснабжения. Это Нежинский, Просторненский и Новогригорьевский водозаборы, расположенные в Джанкойском и Нижнегорском районах. Они обеспечивают весь восток Крыма артезианской водой.
Помимо этого, в рамках Федеральной целевой программы по социально-экономическому развитию Крыма до 2020 года будет проложен магистральный водовод протяжённостью около 220 км до Керчи. Для этих целей будет потрачено свыше 40 млрд рублей. Есть проект по строительству нового водозабора на реке Салгир. Вода будет использоваться для орошения 2,5 тысячи га сельхозугодий в Красногвардейском районе.
Буквально на днях замглавы Госкомводхоза Крыма Андрей Лисовский сообщил, что крымские водохранилища естественного стока почти полностью заполнены, поэтому жителям полуострова не стоит бояться перебоев с подачей питьевой воды. По его словам, как минимум во время курортного сезона ограничений для населения не будет.
Впрочем, с технической водой, особенно для сельского хозяйства, ситуация остаётся непростой. Водный дефицит для крымского сельского хозяйства оказался столь критическим ещё и потому, что главной сельхозкультурой там являлся рис, которому требуется очень большое количество воды. Сейчас сельское хозяйство на полуострове находится в переходном периоде: идёт перепрофилирование на засухоустойчивые культуры (например, лаванду), а также современные капельные методы орошения.
«Крым отказался от выращивания риса и некоторых других зерновых культур. Пока полуостров справляется с водной проблемой своими силами. Что касается „заботы“ о херсонских фермерах, то не думаю, что от работы этой дамбы они сильно выиграют. Кстати, из-за водной и продовольственной „блокад“ полуострова херсонские фермеры пострадали больше всего», — уверен крымский политолог Иван Мезюхо.
Устроить голод? Не дождётесь
В конце сентября 2015 г. активисты под прикрытием группы сбежавших на Украину представителей меджлиса (организация запрещена в РФ по решению суда) перекрыли автомагистрали, ведущие в Крым. Цель в том, чтобы не допустить поставок украинских товаров на полуостров, спровоцировать дефицит продуктов и рост цен. Надо признать, что цены действительно поползли вверх: сказывается дороговизна поставок с материковой России по морю и воздуху, а также через Керченскую переправу. Но голода не случилось.
Кстати, «продовольственная блокада» ударила в первую очередь по небольшим магазинчикам, владельцы которых в основном — крымские татары. Да и украинский бизнес, лишённый возможности продавать товары в Крым, оказался в накладе. В Крыму же оптовики быстро переориентировались на поставки из России. Появились мобильные ярмарки, предлагающие продукты из Белоруссии: в 2016 г. открылась сеть розничных магазинов торговых марок Пинского, Берёзовского, Дзержинского и Брестского мясокомбинатов.
Несмотря на блокаду, в частном порядке, в сумках и чемоданах, с Украины в Крым каждый месяц пытаются ввезти более тонны продуктов животного происхождения. Присоединившиеся к меджлису представители «Правого сектора» (организация, запрещённая в РФ по решению суда) и прочие радикалы теперь не просто блокируют грузовой транспорт, но и активно досматривают легковые автомобили.
Сотни грузовых автомобилей на границе заблокированного Крыма
Блэкаут пережили
С 28 декабря 2014 г. в одностороннем порядке Киев прекратил железнодорожное сообщение с полуостровом через Чонгар. Остановлено было также и авиасообщение. Поскольку это произошло как раз накануне Нового года, тысячи пассажиров были вынуждены сдавать билеты и добираться в Крым либо пешком через Чонгар, либо через Россию и Керченскую переправу. С тех пор желающие пересечь границу Украины и Крыма могут сделать это только на своих двоих.
В ночь с 21 на 22 ноября 2015 года радикалы подорвали четыре опоры ЛЭП в Чаплинском районе Херсонской области. В результате весь полуостров оказался полностью обесточен. Блэкаут оказался серьёзным испытанием для крымчан: к такому варварству никто не был готов. Режим ЧС продлился 158 дней: значительные перебои с электроэнергией продолжались до 18 мая 2016 года. Крымчане научились жить и работать по графикам включений и отключений электричества. Магазины обзавелись генераторами, а люди — фонариками. И только когда энергомост между Кубанью и Крымом заработал в полную мощность, веерные отключения электроэнергии на полуострове прекратились.
Крымские города без электричества
Украинские туристы есть!
И всё-таки осталась ещё одна крепкая связь между Украиной и Крымом: это люди. СМИ пишут, что на майские праздники украинцы массово отправились отдыхать на полуостров.
«Нужно разделять действия украинской власти и украинский народ, который как ездил в Крым, так и ездит. В прошлом году у нас было пиковое количество украинских туристов, и, конечно, они, вернувшись домой, рассказали своим знакомым, что всё, что они видят в своем „зомбоящике“ о Крыме, — это неправда. Они лично убедились в том, что это не так, — говорит депутат Бахчисарайского горсовета, руководитель крымского информагентства Константин Кнырик. — Сегодня Крым всё больше становится привлекательным для туристов.
Ремонтируются и строятся дороги, „Артек“, наверное, в самом замечательном состоянии за всю его историю. Всё это производит впечатление на украинцев, приезжающих на полуостров. На эти майские праздники мы снова видим наплыв туристов из Украины. И боюсь, что киевские власти попытаются эту ситуацию как-то заблокировать, создавать проблемы для людей при выезде, подвергать их допросам, устраивать провокации и прочее».