«Война носков» разразилась на саммите АТЭС между президентом Филиппин Фердинандом Маркосом-младшим и премьер-министром Канады Джастином Трюдо.
Два лидера решили помериться цветастыми предметами одежды. Маркос опубликовал в Твиттере несколько фотографий, на которых они, задрав штанины, демонстрируют носки. Филиппинский лидер предложил пользователям проголосовать, чьи носки нравятся им больше. И пока он побеждает в опросе более «титулованного оппонента». Ведь именно Трюдо ввел моду на «носковую дипломатию».
С чего все началось?
Модная дипломатия, когда первые леди с помощью костюма демонстрировали свою позицию по политическому вопросу, долгое время была уделом женщин-политиков. Оно и неудивительно, ведь у мужчин гораздо более строгие ограничения в деловом костюме.
До наступления «эры носков» мужчины могли выражать свою политическую позицию через гардероб разве что на галстуках (тут законодателем мод, наверное, стоит считать знаменитого этой частью гардероба Дональда Трампа) и на запонках со значками.
Однако канадский премьер-министр летом 2017 года нашел новую лазейку для политиков-мужчин. Тогда он заявился на масштабный гей-парад в Торонто в носках, окрашенных в символику ЛГБТ. Казалось бы, мелочь, разовая акция. Тем более что и до этого Трюдо любил появляться на разных важных мероприятиях в разноцветных «веселых» носках. Однако в этот раз он сделал из них целое политическое послание.
Поверх радужного принта была напечатано мусульманское поздравление «Ид мубарак», которое обычно произносят на праздник, символизирующий окончание священного месяца Рамадан. Он как раз совпал с днем парада. Так Трюдо попытался подчеркнуть, что выступает за обе важные, но плохо понимающие друг друга части канадского населения.
Было послание и для простых обывателей. Носки были сшиты канадской кампанией Hatal Socks и стоили всего 15 долларов. Так Трюдо, чей отец тоже был премьером Канады, попытался сказать, что он «простой парень из народа».
Не все оценили послание премьера. Представители мусульманской общины осудили Трюдо за такой выбор одежды, назвав такое совмещение символики священного месяца с атрибутом одежды и символикой ЛГБТ оскорблением.
Но Трюдо это, конечно, не остановило.
Носки мистера Трюдо
Разнообразие носков Трюдо очень велико. Он появлялся перед народом в носках с кленовыми листьями, официальным символом Канады, или в носках с символом НАТО (впервые на саммите НАТО в Брюсселе в 2017 году).
На встречу с премьер-министром Ирландии Трюдо однажды пришел в носках, отсылающих к «Звездным войнам». Благо, в тот день был как раз Всемирный день созданной Джорджем Лукасом фантастической вселенной.
А на встречу с главой компании Xerox Трюдо надел носки в ромбик, напоминающий бриллиант, — в знак уважения к запуску новой модели Xerox Diamond Edition.
Порой очень сложно сказать, просто ли у Трюдо веселое настроение, или его носки выражают какое-то скрытое послание. Во время визита в Нью-Йорк на бизнес-форум Bloomberg он надел на себя носки с изображением Чубакки — волосатого и мило рычащего персонажа все той же вселенной «Звездных войн». Многие усмотрели тогда в этом укол в сторону новоизбранного президента США Дональда Трампа, которого политические оппоненты любят обвинять в демагогии.
А в Швейцарию премьер однажды прилетел в носках с Веселым Роджером. Поскольку премьер представляет либеральную партию Канады, многие усмотрели в носках укол в сторону банков, грабящих народ. Сам Трюдо при этом свои носки предпочитает не комментировать, поэтому понять, что же он такое имеет в виду, редко возможно.
Как психологи объясняют тягу Трюдо к необычным носкам?
«Во-первых, это возможность быть ближе к своей аудитории, — рассказывает aif.ru Мария Полякова, психолог, телесно-ориентированный терапевт. — Зритель видит, что такой важный мужчина вдруг надевает носки с тиграми, у него в голове возникают определенные ассоциации, например, что он тоже обычный человек, но который управляет частью государственных процессов, это создает эффект “свой парень”. Еще вариант — это привлечет внимание зрителя и повысит его лояльность, так как наверняка вызовет улыбку. Даже если зритель просто ухмыльнется или будет иронизировать, такая реакция тоже выгодна правителям. Они работают на граждан, им важно их внимание. Есть много реакций, которые планируют получить власти при определенных имиджевых действиях. Главное — получить лояльность и быть на слуху у своей аудитории, многим важно получить расположение публики. Им важно донести до своей аудитории определенный посыл, информацию, даже через такие детали».
По словам эксперта, это именно пиар-ход.
«Если речь идет не о продуманных имиджевых стратегиях, то, как правило, это неосознанное желание выделиться и быть заметным. Мужчины любят внимание, особенно женское. А те, кто у власти, часто подвержены тщеславию и подобным обычным человеческим чувствам. Среди других спикеров такой политик явно произведет впечатление и получит внимание. Потешить свое самолюбие — это совершенно нормально для таких людей.
Мужчина, который вдруг на мероприятие с большим количеством оппонентов надевает яркий галстук или носки, неосознанно стремится доминировать. Это также в природе у сильного пола, тем более, когда, например, собираются лидеры различных стран, достигших успеха в жизни.
Любовь к ярким деталям часто говорит о том, что перед вами творческая личность, которой трудно удержать свое желание преобразования в рамках делового костюма. Политики высшего ранга редко тешат себя удовольствием расслабиться в домашней обстановке и проводят свое время в стандартном костюме, соответствующем их рабочему этикету. Возможно, это желание добавить красок и творчества в свою загруженную жизнь.
Еще такое желание к носке к ярких деталей у мужчин возникает при эмоциональном перенапряжении. Загруженный ум просит хоть какой-то разрядки, и политики решают пойти вразрез с установленным этикетом и сделать “хулиганство”. Такое поведение сразу уносит личность в далекое детство, где нашкодивший мальчик ждет, когда родные заметят его шалость и пожурят, а ему будет весело. Это приносит неосознанное удовольствие и наслаждение».