Примерное время чтения: 5 минут
2992

Дно имени Довженко. Главную киностудию Украины пустят с молотка?

Распродажа как обязанность

Одна из самых известных «фабрик грёз» на постсоветском пространстве — киевская киностудия имени Александра Довженко — в скором времени может быть продана в частные руки.

Украинский портал «Зеркало недели», ссылаясь на свои источники, утверждает, что киностудия Довженко попала в список из 893 объектов, которые, согласно плану Министерства экономического развития и торговли Украины, подлежат приватизации в период 2017-2020 годов.

В список также попали: Украинская студия хроникально-документальных фильмов, Украинская киностудия анимационных фильмов, шесть государственных цирков, включая киевский Национальный цирк Украины.

Как утверждает «Зеркало недели», приватизация этих объектов является частью обязательств Украины перед Международным валютным фондом в рамках программы предоставления кредитов.

Кинонаследие советской эпохи

Национальная киностудия художественных фильмов имени Александра Довженко была основана почти 100 лет тому назад. План строительства киевской кинофабрики утвердили в 1925 году, а сами работы начались двумя годами позже.

Первым фильмом студии стала картина режиссёра Акселя Лундина «Ванька и „Мститель“».

В двадцатых-тридцатых годах на студии работали легендарный режиссёр-новатор, теоретик документального кино Дзига Вертов и Александр Довженко, считающийся отцом украинского кинематографа. Имя Довженко студия получила в 1957 году, после смерти режиссёра.

За время существования студии здесь было создано около тысячи фильмов. «Золотым веком» студии стали шестидесятые-семидесятые годы, когда были сняты такие картины, как «Тени забытых предков» Сергея Параджанова, «В бой идут одни „старики“» и «Аты-баты, шли солдаты...» Леонида Быкова, «Дума о Ковпаке» Тимофея Левчука, телевизионный фильм Григория Кохана «Рождённая революцией»и многие другие.

Выживание на сериалах

После распада Советского Союза на киностудии имени Довженко происходили те же процессы, что и на других студиях страны. В условиях безденежья производство сократилось практически до нуля. Руководство студии выживало за счёт предоставления своих территорий в аренду. Творческая деятельность проявлялась в виде съёмок музыкальных клипов и телесериалов, как для украинских, так и для российских телеканалов.

Практически каждое новое правительство Украины, приходя к власти, обещало заняться возрождением киностудии имени Довженко. На деле всё заканчивалось сменой руководства студии. Количество выпускаемых фильмов можно было пересчитать по пальцам, причём те, что всё-таки были сняты, мягко говоря, не соответствовали прежней высокой репутации студии имени Довженко.

Полный Янчук: кто руководит студией Довженко после «Евромайдана»

После «Евромайдана» новым директором Национальной киностудии имени Александра Довженко был назначен Александр Спиридонович Янчук, он же Олесь Янчук.

В советские времена Янчук начинал на студии ассистентом, но раскрылся по полной уже в период независимой Украины.

Стиль режиссёра Янчука — это изложение истории Украины XX века с позиций украинских националистов. На его счету картины «Голод-33» (о Голодоморе), «Атентат: Осеннее убийство в Мюнхене» (о Степане Бандере), «Непокорённый» (о Романе Шухевиче), «Железная сотня» (о бандеровцах).

Весь этот агитпроп Янчук снимал на средства Украинского конгрессового комитета Америки, то есть на деньги потомков украинских коллаборационистов времён Великой Отечественной войны.

В настоящее время Янчук работает над ещё одним эпохальным произведением под названием «Тайный дневник Симона Петлюры».

Агитпроп, конечно, бывает разный, в том числе и очень талантливый. Можно вспомнить и «Неуловимых мстителей», и упоминавшийся уже телефильм «Рождённая революцией». Но это не случай Олеся Янчука: его шедевры зрителей не привлекают. Тем не менее глава студии надеялся получить от правительства Украины финансирование на продолжение съёмок «патриотического кино».

При этом стараниями Янчука студия имени Довженко лишилась денег, которые ранее платили за съёмки российских сериалов. Российские производители «телемыла» сбежали подальше от пламенного патриота в вышиванке.

«Намоленное место не продаётся»

В своих интервью нынешний директор студии уповает на государственное финансирование, взывая к патриотическим чувствам властей. Вот только «шедеврами» Янчука очень сложно оправдать существование огромного хозяйства в 14 гектаров, по большей части находящегося в запустении. Снимать политические агитки можно и в условиях попроще, на что Янчуку, по его собственному признанию, не раз намекали представители правительства.

В интервью порталу «Укринформ» Олесь Янчук осенью 2016 года так говорил о возможной продаже студии: «Это нам уже не раз предлагали. Мол, здесь такая дорогая земля. А я ответил, что на территории Киево-Печерской лавры земля ещё дороже... Что это за позиция такая: всё здесь развалим и куда переедем? У нас здесь уникальная история, место, освящённое самыми известными художниками, яблоневый сад Довженко. Какая здесь потрясающая энергетика! Такого не купишь и не построишь, ибо на это нужно время, годы творчества, поиска, творческого страдания. Какие здесь фильмы создавались! Намоленное место не продаётся».

Продажа лучше, чем позор?

Место, может быть, и намоленное, но великие традиции киностудии имени Довженко сегодня явно больше живут в словах, чем в делах. На фоне нынешней украинской кинопродукции даже безжалостно и по делу критикуемый российский кинематограф предстаёт настоящим «восточноевропейским Голливудом».

На масштабную модернизацию киностудии имени Довженко у правительства Украины нет средств. В этих условиях приватизация — это не худший вариант, хотя вероятность того, что новый владелец будет заниматься кинопроизводством, ничтожно мала.

Но лучше уйти в историю студией, на которой сняты «В бой идут одни „старики“» и «Королева бензоколонки», нежели марать своё гордое имя ещё одной киноподелкой от неуёмного Олеся Янчука.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах