Примерное время чтения: 6 минут
2509

Убить за «Башарчика». Сирийский конфликт разделил семьи и старых друзей

АиФ №41. Этот стон у нас пенсией зовётся... 09/10/2013 Сюжет Ситуация вокруг подготовки военного вторжения в Сирию
Среди тысяч беженцев немудрено встретить и россиянок.
Среди тысяч беженцев немудрено встретить и россиянок. Reuters

1 октября в столице Ливии 24-летняя россиянка Екатерина Устюжанинова проникла в дом бывшего полевого командира боевиков Мохаммеда ас-Суси. Она ранила его из автомата, добила ножом и написала кровью на стене «Смерть крысам!» - так сторонники Каддафи называют тех, кто два года назад подставил страну под бомбардировки Н­АТО.

На следующий день родст­венники покойного атаковали посольство РФ в Триполи - российских дипломатов пришлось эвакуировать в Тунис. По слухам, Устюжанинову и ас-Суси поначалу связывали романтические отношения. А между тем в Сирии (где почти три года бушует гражданская война) в семьях россиянок, вышедших замуж за сирийцев, тоже кипят нешуточные страсти: доходит до разводов, похищения детей и поножовщины между старыми подругами. Подробности - в репортаже обозревателя «АиФ» из Дамаска.

«Пускай с ЦРУ водку пьёт»

55-летняя уроженка Челябинска Алевтина Сурикова живёт в городе Латакия с 1980 г. «Как это в молодости бывает? - объясняет она. - Познакомилась на танцах со студентом из Сирии - горячий, черноглазый. Выскочила замуж, переехала сюда». Большинство населения Латакии - алавиты, единоверцы президента Башара аль-Асада, и Алевтина Евгеньевна хвалит «Башарчика»: «Он умный, образованный, при нём мы отлично жили. А затем сволочи исламисты на деньги ЦРУ войну устроили».

Алевтина обожает болтать о политике и на этой почве полтора года н­азад разругалась со своей лучшей подругой Натальей. «Её мужик - суннит. Она раньше из Идлиба постоянно ко мне в гости заявлялась. И вот приезжает. Выпили водочки, как полагается. И тут она начала Башара оскорблять - дескать, гад такой, город наш разрушил, а муж мой воюет за оппозицию. Говорю: ты, значит, Наташка, американцам продалась? И плюнула ей в морду от всей души. Она нож схватила, а я - кастрюлю с горячим борщом. Едва обе не покалечились… больше не разговариваем. Пускай эта дура с ЦРУ теперь водку пьёт».

Бывает и похуже. Например, выпускник Российского университета дружбы народов И­брагим аль-Салах вспоминает: ещё недавно в Алеппо работала ассоциация пожилых русских женщин, давно уехавших жить в Сирию, сорок шесть человек. Собирались вместе, пили чай, обменивались фотографиями, пели песни - поддерживали память о родине. Однако на встрече зимой 2012 г. пенсионерки стали выяснять, кто лучше - «Башарчик» или оппозиция, и поругались. «Оскорблениями не обошлось, - рассказывает Ибрагим. - Начался погром, подожгли мебель. Пришлось пожарных вызывать, несколько человек попали в больницу. Все русские здесь воспринимают войну близко к сердцу. Она не только опасна для жизни, но и угрожает их семейному счастью. А это самое главное».

- По некоторым подсчётам, до гражданской войны в Сирии проживало 20 тысяч гражданок РФ, - говорит профессор Мохаммед Фаддах, в 1979-1985 гг. учившийся в Москве. - Почему так много? В СССР и России получили образование около 50 тыс. сирийцев. Кстати, нынешний конфликт разделил их, как и всех остальных. Иногда случается такое: командир боевиков звонит офицеру правительственных войск, чтобы договориться о перемирии - забрать убитых с поля боя. И тут выясняется, что оба учились в одном вузе в России! В радиопереговорах часто слышат, как террористы и армия кроют друг друга матом по-русски. Так вот, множество сирийцев вернулись из России с невестами. Обычно в наших семьях русская жена разделяет убеждения мужа, однако война всё изменила. Я однажды был свидетелем, как в Дамаске дрались на почве политики до крови. Уверен, ваши женщины всегда одерживают над мужьями верх: они используют во время домашних «сражений» кухонную утварь - скалки и сковородки.

Дым от взрывов в пригороде Латакии. Подобный вид из окна теперь у многих сирийцев. Фото: Reuters

«Сын сбежал к исламистам»

48-летняя Елена Тюрина (пере­ехавшая в Дамаск в 1985 г.) считает, что она находится в куда худшей ситуации, и с ней трудно не согласиться. «Мы с мужем через десять лет после свадьбы развелись - уезжать было некуда, квартиры в России у меня нет. Осталась тут, работала официанткой в ресторане, одна двух детей тянула. И вот грянула революция. Первый сын теперь за Башара воюет, второй был на последнем курсе института. Бросил учёбу в Питере, к исламистам сбежал (во «Фронте аль-Нусра» теперь), фото присылал на мобильный - до глаз весь бородой зарос. Кого я сама поддерживаю? Да никого! Пропади пропадом эта война - поймите, один мой сын, возможно, сейчас в другого стреляет!» Официальной статистики нет, но, согласно некоторым предположениям, в отрядах боевиков действуют сотни выпускников советских вузов: в основном в качестве техников и инструкторов по российскому оружию.

«Это основная проблема нашей страны, - объясняет Исхак Хатыб, сирийский журналист. - Многие офицеры правительственной армии и отдельные командиры оппозиции получили военное образование в СССР. Они воюют, используя схожую тактику, и способны легко угадывать ход противника. Именно поэтому в этой войне до сих пор никто и не может победить».

Разводы по причине политики в Сирии хотя и не стали массовым явлением, но уже исчисляются десятками. Чаще жена уезжает с детьми в Россию, но иногда муж похищает детей и скрывается с ними в неизвест­ном направлении. Например, 9-летнюю Настю Терехову, которую отец-сириец ещё до войны вывез в Алеппо, не могут найти целый год.

- Я, разумеется, не могу подтвердить, что во всех семейных проблемах замешана политика, - комментирует ситуацию Ясир аль-Хасими, полковник полиции Дамаска. - И, наверное, на фоне тысяч браков россиянок с сирийцами отдельные инциденты не так значительны. Но чистая правда - прежде разборок на бытовой почве было меньше...

Многие из нас, мельком просматривая новости по ТВ, считают: нынешние проблемы Сирии - это вовсе не наши проблемы. К сожалению, дела обстоят иначе. Тысячи граждан РФ и десятки тысяч выпускников российских вузов волею судеб разбросало по разные стороны баррикад. Кому-то приходится противостоять друг другу с оружием в руках, кому-то - сражаться с кастрюлей борща наперевес. Факт один - среди русских в Сирии разгорается такая же гражданская война, как и среди самих сирийцев. И никому не известно, какой у неё будет исход…

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах