Это мудала и это мудала, и всё так, в принципе, идёт ровно по накатанной, но внезапно в этой колее возникает Конгресс США с текстом про «если каждому давать — что-то непременно поломается». И из списка раздачи исчезают сирийские повстанцы, потому что понять, кто там сейчас за демократию, а кто — наоборот, с берегов Потомака не видно. И Конгрессу весьма справедливо кажется, что лучше как минимум подождать, пока вся эта сирийская революция, она же гражданская война и переворот, так или иначе закончится, а там уже можно поглядеть — когда пыль осядет, кто есть кто из выживших.
И это, в общем, разумно, потому что карман у американского налогоплательщика не резиновый, на всех, мягко говоря, ни денег, ни оружия не хватит. Поэтому конгрессмены высказались в том духе, что не надо посылать оружия в Сирию до тех пор, пока не будет совершенно прозрачно, в чьи именно руки это оружие попадёт и что с ним будут делать как в процессе «демократизации», так и после него. «Что бы мы ни делали, мы должны убедиться в том, что мы это делаем правильно», — заявил Дач Рупперсбергер, представитель Комитета по вопросам разведки. И добавил, что «если мы кого и вооружаем, то мы должны знать, каким оружием, какую подготовку получают эти люди, и что всё это не окажется в руках „Аль-Каиды“». В принципе, почтенному конгрессмену Рупперсбергеру следует простить некоторую неосведомлённость в отношении террористических группировок региона — там и помимо «Аль-Каиды» хватает бодрых и агрессивных вооружённых ребят со взрывчаткой. Но пусть он и забыл имена различных джихадов и ансаров, то по сути он прав — поставка оружия сирийским повстанцам аукнется неизвестно чем, в чём уже, в общем, можно было убедиться на примере растащенных по региону ливийских арсеналов покойного полковника Каддафи.
Параллельно хотелось бы отметить, что раздачу надо проводить умеючи, и «не дать кому не надо» не отменяет необходимости всё же «кому-то таки дать». Желательно — достойному. Достойными в списке раздачи в данный момент выглядят, как ни странно, египетские военные. Казалось бы, сирийская и египетская ситуации в определённой степени похожи — восстание народа против так или иначе законной власти, которое в случае Сирии давно вышло из-под контроля, а в случае Египта на данный момент пока ещё кипит под крышечкой. И вот в этой крышечке, собственно, всё и дело.
Крышечкой в Египте является египетская армия. Она в своё время привела к власти Насера, не мешала особо прогнать надоевшего народу Мубарака и позволила Мухаммеду Мурси с его «Братьями-мусульманами» быстро и качественно осточертеть восьмидесятимиллионному населению Египта. И сейчас фактически только армия как-то удерживает ситуацию в Египте и не позволяет «египетскому лету» превратиться в гражданскую войну — благо что предпосылок для такого превращения достаточно. Начиная с того, что голодного и бедного населения в стране более чем хватает, а нет более готовых революционеров, чем те, которым терять абсолютно нечего.
И здесь, в общем, хочется, чтобы администрация США в этот раз сделала бы ставку на правильную лошадь — ну, чисто для разнообразия. Правда, именно сейчас Барак Обама внезапно заявил, что в нынешнем конфликте США не поддерживает ни одну из сторон — и это было бы весьма разумное и правильное заявление, если б оно было сделано немного раньше — до прихода к власти «Братьев-мусульман» — когда «весна» только начиналась и у власти ещё оставался Мубарак.
Присущая нынешней администрации потрясающая способность никогда не упустить шанса на то, чтобы сделать всё через неправильное место, в этот раз её не подвела. США долгое время оказывали всемерную поддержку «Братьям-мусульманам», начиная с памятной речи Барака Обамы 4 года назад в Каире, до буквального объявления их светочами демократии в стране в ходе «весны».
Подлое же население Египта, как выяснилось, имеет свои представления о демократии, и пусть оно пока не может их конкретно сформулировать, оно уже точно знает, чего ему не хочется — шариата и ныряния в омут радикального ислама. И вот в данный момент единственное, что отделяет Египет от превращения в очередную чёрную воронку на Ближнем Востоке, — это армия.
Именно египетская армия в данный момент в поте лица патрулирует Синайский полуостров и неустанно, как крысиные норы, заливает и бетонирует туннели контрабандистов в Газу — чтобы хоть как-то противостоять контрабанде оружия и боевиков на Синай. В этой затее они сотрудничают — и очень активно, как ни странно — с израильскими военными и пограничниками, которым набитый террористами полуостров нужен, как дырка в голове.
И именно поэтому Израиль, как это ни парадоксально звучит, на данный момент настаивает на том, чтобы США не переставали оказывать военную помощь Египту. Американская администрация обязалась предоставить вооружённым силам страны Пирамид в этом году 1,3 млрд долларов, но в последние недели начала колебаться по причинам, которые обладателям здравого смысла понять очень сложно. Ни деньги, ни оружие египетской армии сейчас очень не помешают, а война с террором — дело долгое и крайне ресурсоёмкое. Но необходимое.
Игорь Виттель Журналист, телеведущий, политолог |
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции