Это правило работает, в общем, в любых масштабах, от небольшой группы людей до целой страны, и неизменно с успехом применяется. Потому что эта несложная комбинация всегда отвлекает внимание от тех проблем, которые в принципе лидер (правительство, учительница начальных классов или президент компании) должен решить. Но не испытывает желания впрягаться в сложности, сопряженные с собственно решением, зато мечтает увидеть себя на белом коне на параде своих легионов, твердой поступью шествующих мимо него к победе над чем-нибудь.
В силу интернациональности этой схемы, применяется она в самых разных уголках круглого земного шара, и сегодня мы можем наблюдать за тем, как ее пытается имплементировать президент Египта Мухаммед Мурси.
Ситуация в Египте, прямо скажем, плохая: денег нет, голодных много, баранина у «Братьев-мусульман», которую они массово раздавали в рамках «демократической» предвыборной кампании, закончилась давно. В целом народ (а его там под 80 миллионов) начинает задумываться о том, что если в прошлых проблемах был виноват прошлый президент Хусни Мубарак, то в нынешних проблемах виноват уже нынешний президент Мухаммед Мурси. А скидывать президентов египтяне, как им кажется, уже, в общем, научились и идея попытаться еще раз бродит по стране Пирамид.
Естественно, что такие настроения в народе Мурси заметно беспокоят, тем более, что сперва его видели практически новым Салах Ад-дином и ожидали от него освобождения Иерусалима от сионистов, начала строительства Халифата и прочих подвигов на почве войн за веру, параллельно с прокормом всех голодных. Когда такового не случилось, народное недовольство стало острее и президенту срочно понадобилась новая цель. И она, естественно, нашлась — теперь народ Египта так горячо не одобряет сирийского президента Башара Асада, что аж кушать не может (тем более, что особо есть и нечего), и степень неодобрения доходит до таких высот, как объявление войны и высылка послов.
Напомню, что в не очень отдаленном прошлом — с 1958 по 1971 год Сирия и Египет были единым государством — Объединенной Арабской Республикой со столицей в Каире, но про это египтяне видимо уже забыли. Выступая в начале этой недели перед своими сторонниками (в количестве примерно 20 тысяч человек) Мурси рассказал о преступлениях режима Асада и о том, что Египет поддерживает такую меру, как закрытие воздушной зоны над Сирией для полетов. Правда, важно отметить, что этот шаг заметно лишен оригинальности — о своем отрицательном отношении к Асаду Мурси заявил только после того, как США сообщили об готовности к отправке оружия сирийским повстанцам. Аналогичная история и с закрытием полетов над Сирией — эта мера была предложена США и ими же, в общем, отвергнута, поскольку реализация этой затеи существенно дороже, чем ее предыдущее воплощение (которое было над Ливией во времена борьбы со страшным Каддафи). Кроме того, Россия, была резко против внедрения этой меры в целом. На том, в сущности, дело и кончилось, что не помешало Мурси храбро эту меру поддержать перед египтянами — а что, дешево и сердито, и звучит сурово, и не стоит ему лично ничего.
Не менее сурово звучали и заявления Мурси о том, что «Сирия является целью кампании по уничтожению местного населения, по проведению этнических чисток, которая спонсируется местными интересантами и иностранными государствами». При этом он намекал в явном виде на Иран, но названия страны, как имени Вольдеморта, не произносил. Зато добавил пафосную тираду о том, что «египетский народ поддерживает борьбу сирийского народа как морально, так и материально, и египетские лидеры, армия и в целом нация египтян не оставят народ Сирии, пока он не вернет себе свои честь, права и свободу».
Все это очень красиво, конечно, но не вполне ясно, как именно народ Египта будет поддерживать сирийцев, кроме как морально — общей границы у стран нет, гуманитарную помощь слать не из чего, да и вряд ли Израиль или Иордания будут так любезны, что пожелают пропустить доблестную египетскую армию пройти по своей территории к месту назначения. Остается только вплавь...
При этом у речи Мурси, помимо попытки воздействовать на собственных сограждан и отвлечь их от насущных проблем, преследовала и другуя цель — сплясать своего рода лезгинку с припевом «денги давай, давай денги!», как в классике советской литературы, перед США. Мы, мол, рвемся из кожи вон побороться за демократию в Сирии, но у нас тут, так уж вышло, немножко провалилась вся экономика и вообще, поэтому было бы неплохо получить материальную поддержку за нашу доблесть, героизм и общую демократичность.
И вот с последним, кстати, наблюдается в очередной раз некоторая сложность. Потому что как раз сейчас президент страны меняет губернаторов египетских провинций, выставляя на должности своих сторонников из наиболее реакционно настроенных исламистов, как родных «Братьев-мусульман», так и из более радикальной «Джамаа аль-Исламия». Которая, к слову, запрещена в Российской Федерации, из-за масштабной террористической деятельности на Кавказе — ее «инструкторы» готовили местных муджахедов и активно сражались в их рядах в ходе войны в Чечне.
Перспективы правления новоназначенных губернаторов со столь интересным опытом, в принципе, ясны: приверженность радикальному исламу совершенно не дает человеку обширных познаний в экономике и кризисном менеджменте, поэтому судьба бедных провинций весьма нерадостна — они будут становиться еще беднее. А бедность — лучшая почва для того, чтобы выращивать новое поколение героев борьбы за Халифат. Которых в случае необходимости можно куда-то отправить за рубеж, на «промысел».
Но это не самое печальное в сложившейся ситуации. Самое печальное состоит в том, что, уж не сочтите за накликание беды, режим Мурси получит американскую помощь, такова уж тенденция, сложившаяся за последние годы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Игорь Виттель Журналист, телеведущий, политолог |