Примерное время чтения: 9 минут
363

Эксперт: Россия защищает не Сирию, а своё место в мире

Фото: АИФ

Онлайн-конференция >>>

Кстати, затишье, охватившее регион, чудесным образом совпало с началом саммита «большой восьмёрки», на котором Россия и Америка отчаянно пытались договориться по сирийскому вопросу. Почему державам так и не суждено было прийти к единому мнению, а также чем обернётся для Турции недовольство политикой Эрдогана, мы поговорили с президентом Института Ближнего Востока Евгением Сатановским.

Никудышный лидер

«АиФ.ru»: – Как вы считаете, кто заказчик событий, происходящих в Турции?

Евгений Сатановский: – В Турции нет заказчика происходящего, причём ни внешнего, ни внутреннего. Все те слова, которые были произнесены Эрдоганом, о том, что это инспирируется извне, что есть американский или европейский след, – обычная чепуха, которая призвана рассказать, что это не он своими действиями расколол страну, а это кто-то снаружи пытается его свергнуть.

Просто Эрдоган своей мягкой исламизацией, своим авторитаризмом, своими постоянными конфликтами со всеми серьёзно достал страну, как минимум половину населения. Окончательным Рубиконом стало решение снести мемориал Ататюрка в парке Гези, тот самый мемориал, который является символом светской Турции. Это же не просто маленький парк в центре Стамбула. Это мемориал кемализма. Именно на этом месте войска под командованием Кемаля-паши разгромили части, которые пытались выступать за сохранение ислама в качестве одной из основ будущего турецкого государства. Поэтому на этом месте мемориальный парк. Естественно, он является для очень и очень многих примерно тем же, чем является мавзолей Ленина. Кроме того, о чём мало кто знает, на этом месте был первый стамбульский стадион. Место знаменитое. Именно поэтому, например, к протестующим присоединились болельщики, причём фанаты всех конкурирующих друг с другом футбольных клубов.

«АиФ.ru»: – Выгоден ли Израилю нынешний сплошной хаос на Ближнем Востоке?

Евгений Сатановский: – Израилю совершенно не выгодны турецкие беспорядки, его это вообще не интересует. Через Израиль парадоксальным образом идут тысячи грузовиков в страны Персидского залива, потому что Эрдоган умудрился испортить отношения с Израилем, доведя их почти до политического нуля, перед самым разрывом дипломатических отношений всё остановилось. А потом оказалось, что своей политикой в отношении Сирии он отрезал себе дорогу к турецкому экспорту в страны залива, а это колоссальные объёмы экспорта, из-за того что он поддерживает анти-асадовские силы. И сегодня единственный путь для этого экспорта – везти грузы до Хайфы или Ашдода, а потом караваны грузовиков, притом что водителям не ставят штампы о прохождении израильской границы, идут на Иорданию, Саудовскую Аравию и другие страны залива. Он попал в глупейшую ловушку.

«АиФ.ru»: – Как дальше будут развиваться события в Турции?

Евгений Сатановский: – Скорее всего, события будут развиваться по нарастающей, пульсируя. Дальше всё зависит от того, будет или не будет большое количество жертв. В своё время в иранском шахе тоже мало кто сомневался. Он командовал страной и держал её под контролем. Потом прошла демонстрация, было двое убитых. На поминках ещё один расстрел, а потом дошло до апрельской революции. Если будут жертвы, ситуация будет такой же. И это, конечно же, никакая не «арабская весна». «Арабская весна» – это исламизация за счёт свержения военных режимов, а здесь протест против исламизации светского населения, плюс протесты против ограничений на торговлю алкоголем, плюс много чего другого. Более того, не исключена вероятность того, что лидеры правящей партии – Партии справедливости и развития, подумав, потихоньку сместят Эрдогана, заменив его кем-то менее конфликтным. В конце концов, если лидер тащит партию на дно, почему он должен ею руководить? Если партия увидит, что премьер её топит, скорее всего, она его сдаст.

Договорённость о недоговорённости

«АиФ.ru»: – На недавнем саммите «большой восьмёрки» Обама и Путин не договорились по Сирии. Насколько, на ваш взгляд, велика вероятность того, что им удастся усадить стороны за стол переговоров?

Евгений Сатановский: – С моей точки зрения, они как раз договорились. До чего могли, до того и договорились. Коммюнике-то выпустили совместное. Сфотографировались? Сфотографировались. Это и есть договорённость. В середине дня ещё была информация, что «семёрка» выпустит отдельное коммюнике, а Путин выступит с отдельным собственным мнением, но этого не произошло. Так что здесь худая игра, но мина хорошая. Понятно, что Путин сказал: «Переходное правительство? Почему бы и нет?». Понятно, что при этом ни слова про Асада, будет он во главе этого переходного правительства, не будет, сирийцы будут решать. Понятно, что никто не знает, как это переходное правительство складывать. А дальше посмотрим. В данном случае я бы как раз сказал о договорённости. Есть такая формула. Первый раз я её услышал от Кондолизы Райс: Agreement about disagreement (договорённость о недоговорённости), – когда стороны понимают, в чём у них разные точки зрения, и обходят эти острые углы. Там это и произошло.

«АиФ.ru»: – Как вы думаете, американцы действительно могут вмешаться в сирийский конфликт, то есть введут ли они войска?

Евгений Сатановский: – Ввести войска в здравом уме и твёрдой памяти Пентагон не готов. Ни о каком вводе войск на Ближний Восток в данный момент речь больше не идёт. Ирак и Афганистан – это абсолютная катастрофа. Афганистан отдаётся талибам, начались переговоры об этом в Катаре. Ирак оказался ближе всех к Ирану. В этой ситуации ещё одна такого рода глупость, учитывая объёмы потерь и затрат, для Америки совершенно невозможна. Ну, а для Европы была невозможна изначально. Даже в Ливии. Точечные удары – да, операции спецназа – да, конечно, разведывательная деятельность – разумеется. Только чем это кончилось? Убийством посла 12 сентября прошлого года. Соответственно, мы понимаем, что американцы никуда вводить войска не хотят. Война идеологий идёт, война слов идёт, а угрозы начать снабжать повстанцев тяжёлым вооружением и решение по этому поводу, о котором говорит Обама, это пока теория. Она напарывается на российские слова о выполнении всех контрактов, которые ранее были с Сирией заключены, включая С-300, что означает резкую эскалацию конфликта и, видимо, далеко не только внутрисирийского. Что останавливает, опять-таки, наших американских коллег.

«АиФ.ru»: – Сохранится ли поддержка Сирии со стороны Ирана при президенте Роухани?

Евгений Сатановский: – Президент Роухани сохранит поддержку Сирии. Совершенно неважно, какой президент пришёл бы к власти в Иране, он всё равно сохранил бы поддержку Сирии. Точно так же, как неважно, кто возглавляет Россию, отношения России, скажем, с Казахстаном будут прочными и дружественными. Неважно, кто возглавляет Соединённые Штаты, отношения с Канадой для Америки очень важны. И так далее. Это примерно тот случай.

«АиФ.ru»: – Как вы полагаете, где граница, до которой Россия может защищать существующую сирийскую власть?

Евгений Сатановский: – Россия вообще не защищает существующую сирийскую власть, существующий режим или персонально Асада. Россия защищает своё место в мире. Она защищает простой принцип: если вы чего-то хотите, договоритесь с Москвой. И вот здесь границ просто не существует.

«АиФ.ru»: – Почему Россия не выступает активно против американской агрессии в отношении Сирии?

Евгений Сатановский: – А почему Россия должна выступать против агрессивной американской гегемонии? У нас что, есть для этого ресурс? Если есть, то понятно, принцип «назло бабушке уши отморожу», тогда да. Россия два раза за последнее столетие из-за общего кретинизма руководства – сначала Российской Империи, последнего императора Николая II, потом советского – перенапряглась и развалилась. Конечно, если есть желание сделать это и третий раз из общего принципа, то ради бога, но это уже какой-то мазохизм. С-300 поставлять Ирану в нарушение санкций Организации Объединённых Наций – бред. Тем более что Иран действительно делает атомную бомбу. Он вот-вот её сделает. И это проблема тогда России раз в 10 больше, чем Соединённых Штатов. Это с нами Иран полемизирует по Каспийскому морю, требуя 20 % каспийского бассейна, а мы вместе с Азербайджаном и Казахстаном отбиваемся. С Америкой Иран договорится с огромным удовольствием. Другое дело, что мы могли продать Ирану С-300, и собирались продать, и контракт был заключён, но иранцы торговались до последней копейки. Кто им мешал вовремя купить? Когда они попали под санкции, чего ради мы должны тонуть вместе с ними? Мы нефть и газ на европейский рынок поставляем, а не на иранский. Наши основные клиенты – это Запад. Наши золотовалютные резервы – это доллары и евро. В данном случае вопрос противостояния по проблеме Ирана – исключительно дипломатический, ровно по тому простому поводу, что Иран не нуждается в поддержке с российской стороны. Понятно, что Иран бы хотел. Иран пытается втащить нас в конфликт с Западом. Это вообще любимое развлечение всех наших так называемых союзников – за наш счёт решить свои проблемы, а потом нас же и бросить. Это было много раз. И слишком много раз в истории, слишком много в последнем веке и слишком много раз в последние десятилетия существования России. Может быть, хватит наконец?

Оцените материал
Оставить комментарий (13)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах