Примерное время чтения: 7 минут
966

Игорь Виттель: Палестинское экономическое самоубийство

Последний, несмотря на долгое и упорное давление с американской стороны, с отставкой премьера согласился. Файяд, как утверждает официальная версия, подал в отставку в результате очередных разногласий с Аббасом. Есть основания полагать, что причиной недовольства главы ПА послужило то, что до этого премьер-министр принял отставку своего последователя, министра финансов автономии Набиля Кассиса.

Согласен, всё вышеизложенное звучит не бог весть как увлекательно, хотя в Москве в верхах за всеми этими подвижками в палестинском руководстве следят очень внимательно, по причинам очевидного плана – палестинцы всё ещё воспринимаются как более-менее релевантные в ближневосточном регионе политические игроки. Особенно на фоне происходящего с Сирией…

Так что давайте посмотрим, кто все эти вышеупомянутые люди, и история заиграет самыми разнообразными красками. Начнём с конца: с отставного (уже) министра финансов автономии Набиля Кассиса. Свой пост он получил из рук предшественника – Файяда, который, по всей видимости, в какой-то момент утомился сидеть один на двух стульях и работать одновременно премьер-министром и главой минфина автономии, столь рьяно стремящейся стать государством.

Файяд, отмечу, вполне достойный экономист с соответствующим образованием и опытом – он окончил Американский университет в Бейруте, получил докторскую степень в области экономики в университете штата Техас, где учился у известного экономиста Уильяма А. Барнетта. В отличие от предшественников, он сделал очень многое для экономики Палестинской автономии, и ему даже удалось некоторое время продержать это не слишком жизнеспособное образование на плаву. Устав, он передал пост Кассису, и тот проводил, в общем, чисто файядовскую политику – боролся за сокращение расходной части бюджета, насколько это возможно, и за увеличение доходной. В сущности, борьба за сокращение расходов, как известно, неизменно неблагодарный труд, и любые меры на этом пути будут непопулярными в народе. Именно это и прозошло: в отставку Кассис ушёл, когда профсоюзы возмутились его предложением отменить годовые премии для служащих госсектора.

При этом дефицит бюджета в палестинской автономии на сегодня – гигантский, результатом чего, в частности, является солидная, месяцев на 5–6, задержка выплат заработной платы государственным служащим: полиции, врачам, учителям и т. п. И, как понятно, достать премии из давно пустого кармана – сложно. Особенно если желать, чтобы к следующей выплате карман не был пустым. Но профсоюзы, которые так настойчиво заботятся о благе трудящихся, такие мелочи не волнуют – на них, как на священную корову, покушаться нельзя. Кассис – не Тэтчер, и додавить их не смог. Поэтому решил уйти на отдых.

В результате расхлёбывать очередную порцию этой неприятной каши остался Файяд, сам по себе непопулярная личность в ПА. Его непопулярность связана с тем, что он не особенно сосредоточен на риторике о «страданиях палестинского народа» и не занят созданием поводов пострадать в очередной раз в надежде получить ещё пару миллионов. Он всю свою карьеру занимался не столько политиканством, сколько неустанными попытками создать всё же работающую экономическую систему для ПА, разумно и логично заявляя, что никакого государства без независимой экономики не получится, так как спонсоры не вечны, а борьба с сионистами совсем не такой уже и популярный продукт. Учитывая тот факт, что основательная доля средств в автономии – зарплаты сотен тысяч палестинцев, работающих в Израиле.

С независимостью экономики у палестинцев дело обстоит отнюдь не так хорошо, как им хотелось бы: последний, самый новый бюджет ПА составлен из расчёта на донорскую помощь, размер которой превышает… треть всех средств. Из 3,9 миллиарда долларов доходной части бюджета 2,5 миллиарда планируют собрать в виде налогов, а остальные 1,4 миллиарда власти ПА надеются получить от иностранных спонсоров. Расходы, согласно тому же бюджету, составят 3,8 миллиарда долларов, и основная статья расходов – 1,88 миллиарда долларов – выплата пособий и зарплат государственным служащим. При этом на развитие инфраструктуры уйдёт 350 миллионов долларов. Публикация проекта этого бюджета сопровождалась пышной риторикой о том, что автономия планирует «увеличивать собственные возможности с тем, чтобы меньше зависеть от внешней помощи», но учитывая мизерность суммы, потраченной на развитие инфраструктур, не вполне понятно, за счёт чего вообще будут увеличены собственные возможности.

При этом уточню, что несмотря на кризис и тяжёлый бюджетный дефицит, не позволяющий выплатить вовремя зарплаты врачам, учителям и прочим государственным служащим, ежемесячно 4 % от бюджета ПА уходит на выплаты так называемых «социальных пособий» заключённым, находящимся в израильских тюрьмах за акты терроризма, – 4,8 миллиона долларов уходят ежемесячно на выплаты людям, отбывающим длительные сроки за решёткой.

На данный момент без финансовой помощи из-за рубежа, в том числе из США и Израиля, экономика ПА коллапсирует.

Важно отметить, что Файяд был наиболее «перспективным» для палестинцев лидером с точки зрения получения финансирования с запада: его реалистичный подход к экономике и наличие соответствующего опыта и образования делали его желанным партнёром для западных доноров и инвесторов. Которые, в отличие, кстати, от ближневосточных государств, не отделывались одними обещаниями финансовой помощи, но и не забывали её достаточно часто перечислять. Отмечу, что Саудовская Аравия и ряд других стран Ближнего Востока неоднократно высказывали намерение поддержать палестинский народ многомиллиардными финансовыми вливаниями, но, несмотря на неоднократные и громкие напоминания Файяда об этих обещаниях, не воплощали их в жизнь. Что, собственно, и стало одной из основных причин возникновения «чёрной дыры» в бюджете. Когда народ ожидает многомиллионных вливаний из-за рубежа, зная, что бюджет предполагает выплату огромных по местным меркам пособий, то работать и создавать что-либо не имеет особого смысла – зачем напрягаться, когда деньги дадут и так? Однако, когда их не дают, ситуация становится критической, и винят в этом отнюдь не спонсоров, а тех, кто должен пособия платить.

Уход же Файяда грозит прекращением и западных вливаний в бюджет автономии, которая недавно получила в ООН полномочия, ранее доступные только государствам. Чем это, в свою очередь, чревато? Вариантов развития ситуации два: или «арабская весна», или очередная эскалация насилия в регионе – интифада против соседей-израильтян. Ведь, как известно, боевые действия – лучший способ отвлечь внимание от проблем финансового плана, так как позволяют списать очень многое…

 

 
Игорь Виттель

Журналист, телеведущий, политолог

 

 

 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (9)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах