- Это же отлично, что мы помиримся с Россией! Знаешь, Мишико - просто мерзавец! Зачем такие вещи делать, слушай? Он оскорблял русских, относился по-хамски, к Америке подлизывался… Да нужны грузины американцам как собаке пятая нога! Ты видел улицу Джорджа Буша, когда из аэропорта ехал? Переименовать её пора к чёрту!
- Хм… Батоно, вы сами-то за кого раньше голосовали?
- (Вздыхает.) Да за Саакашвили, блин... Откуда ж я знал, что он такой дурак?
Как и таксист Мераб, везущий меня по проспекту Руставели, вся Грузия капитально разочарована. Полгода назад за партию Саакашвили проголосовало 40% избирателей (55% - за блок «Грузинская мечта» миллиардера Бидзины Иванишвили), сейчас же рейтинг президента катится к нулю. В разговорах грузины кроют своего экс-любимца на чём свет стоит, называя его сторонников «овцами». Мишико припоминают сразу всё - и неудачную войну с Россией («Он разве не знал, что нас расфигачат?»), и масштабные стройки («Куча дорогих проектов, экономика надорвалась!»), и даже… успехи в борьбе с коррупцией («Мелкоту пересажали, а министры миллиарды гребли!»). Ощущение, что с золочёного здания «новой» Грузии, любовно возведённого Саакашвили, вдруг осыпался фасад. И прохожие в шоке узрели: внутри только труха.
«Использовали, как девушку»
- Честная полиция? - пожимает плечами банковский клерк Шота Авелиани. - Может, в Тбилиси всё и было в порядке.
Я сам из Телави - у нас менты выжимали из людей признания под пытками. А потом им давали премии за борьбу с преступностью. Полицейские участки в Грузии сделаны из стекла как символ прозрачности власти. И что? Арестантов заводили в туалеты и там избивали «в мясо». Я не отрицаю - вначале Саакашвили проводил полезные реформы. Однако вскоре Грузия превратилась в кормушку для президента и его друзей. Демократию тут видели только гости из США.На американцев жители Грузии обижены не меньше, чем на Мишико. «Они нас использовали, - грозно сообщает пожилая женщина, продающая чурчхелу на Дезертирском рынке Тбилиси. - Как девушку - обещали жениться, а перед свадьбой сбежали». После «революции роз» многие грузины пребывали в уверенности: Грузия за проамериканскую политику получит от США уникальные блага и привилегии. Американцы придерживались другого мнения, ограничившись набором хвалебных речей. Они отказались покупать продукцию грузинских виноградарей, не дарили просто так денег. И не прислали ни единого солдата, когда российские танки, разгромив армию Саакашвили, подкатились к рубежам Тбилиси. «Буш хотел у нас базу построить для войны с Ираном, - задумчиво говорит торговка (в Грузии любой человек - эксперт в международной политике). - А как воевать передумал, так и грузины стали не нужны».
…Внутри ещё одного символа власти Саакашвили - Музея советской оккупации в Тбилиси - безлюдно, словно в пустыне. Экскурсовод Манана вздыхает: посетителей мало, разве что иногда заглянут туристы из Европы. Впрочем, её не волнует, если в рамках «размораживания» наших отношений музей закроют: «Главное, чтобы отменили визы с Россией - тогда уеду работать к сестре в Екатеринбург». Как считает Манана, Саакашвили тратил слишком много сил и средств, стараясь раздражать Россию любыми способами: «Зачем это было нужно? Через 22 года после распада СССР мы наконец-то осознали: Россия не улетит в космос, Грузию не примут в состав США. Поэтому нам предстоит снова учиться любить русскую культуру, а вам - смаковать грузинское вино».
Политики на помойке
- Это будет весьма трудно, - усмехается бизнесмен Армен Кармарян, чья фирма специализируется на продаже хванчкары и киндзмараули. - Да, грузинское вино сейчас отменного качества. Но бутылка стоит 400-700 рублей и, значит, в магазинах России автоматически подорожает в два раза. Кто его купит за такие деньги при огромной конкуренции других вин? Мишико сглупил, потеряв ваш рынок - и, похоже, навсегда. Я говорю это, но меня никто не слышит. Все думают: раз помирились с русскими, экономика расцветёт, будто в Эмиратах. Люди здесь обожают чудеса.
Это так. Именно грузинская любовь к чудесам позволяла команде Михаила Саакашвили держаться на плаву столько
…В Гори, городе у границы с Южной Осетией, отреставрирован лишь проспект Сталина. Стоит отойти чуть в сторону, и с ветхих стен сыплется штукатурка, люди сидят по домам в куртках - отопление «кусается». «Как грузины могли сменить демократа Саакашвили на олигарха Иванишвили?» - спрашивает меня польский журналист. «Ты не поймёшь», - отвечаю я. С 2004 г. Грузия являлась декоративным пиар-государством, сплошной «потёмкинской деревней». Чиновники любили возить заграничную прессу по красивым улицам, подчёркивая: тут бы вообще все жили в раю, кабы не злобная Россия. Однако в выборах иностранцы не участвуют, а самим грузинам бесконечные ссылки на «врагов с севера» надоели хуже горькой редьки. «Хорош ли Бидзина? - чешет в затылке таксист Мераб. - Я уже не знаю. В Грузии за «свежего» политика всегда голосует 99% населения, а потом мы так же дружно выбрасываем его на помойку». Эра одного из самых антироссийских президентов в экс-СССР заканчивается: осенью Саакашвили уйдёт в отставку, и власть обретут его противники. Удержится ли Иванишвили от соблазна при первых же неудачах винить во всём Россию? Скоро мы это увидим.