Накануне в российской столице завершились переговоры по ядерной проблеме Ирана между Исламской республикой и «шестеркой» международных посредников: Россия, Китай, США, Великобритания, Франция и Германия.
Комментируя итоги двухдневной конференции, секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Саид Джалили заявил, что Иран имеет право обогащать уран в мирных целях и от своей позиции по этому вопросу он не отступится.
В то же время, отметил он, республика готова к всеобъемлющему сотрудничеству с Международным агентством по атомной энергии, однако в обмен на это Тегеран требует снять принятые ранее против него санкции. «Мы воспользовались возможностью, чтобы точно, основываясь на документах, доказать, что действия, которые были осуществлены в отношении Ирана, незаконны. Мы также объяснили, почему считаем резолюцию СБ ООН незаконной», - добавил он.
«Ранее мы заявляли, что нам необходимо 20-процентное обогащенное топливо, и мы собираемся его использовать, поскольку оно необходимо для одного миллиона иранских пациентов, больных раком. Это будет прекрасная мера укрепления доверия», - отметил он.
«"Шестерка" стоит перед выбором, хочет ли она выбраться из прошлого тупика в переговорах по иранской ядерной программе и двигаться вперед», - прокомментировал Джалили сложившую ситуацию. По его словам, нефтяное эмбарго против Ирана, которое вступит в силу с 1 июля, лишь осложнит процесс переговоров.
В свою очередь, глава европейской дипломатии баронесса Кэтрин Эштон считает, что на московских переговорах стороны впервые провели настоящие дискуссии по технической стороне решения проблемы. В то же время, добавила она, «шестерка» по-прежнему будет настаивать на том, чтобы Иран прекратил обогащение урана до 20-процентного уровня и вывез наработанные запасы.
Более прямолинейной была замгоссекретаря США Венди Шерман. Она заявила, что для того, чтобы требовать право на разработку мирного атома, Тегеран для начала должен дать гарантии мировому сообществу о безопасности своей ядерной программы.
Со своей стороны замглавы МИД РФ Сергей Рябков согласился с тем, что разногласия «шестерки» и Ирана по-прежнему, «очень значительные». А его французский коллега был еще более категоричен: «Между нами сохраняются огромные разногласия». В частности, отметил он, помимо прежних, есть еще и важные терминологические разногласия. В частности, юридического термина «право на обогащение урана» не существует. Поэтому в будущем международное сообщество может признать исключительно право Ирана на мирное использование атомной энергии.
Таким образом, несмотря на дипломатические и довольно обтекаемые заявления переговорщиков, выхода из сложившейся ситуации пока так и не найдено. Теперь, как ожидается, следующий раунд переговоров состоится 3 июля в Стамбуле.
Напомним, страны Запада уже не первый год подозревают Иран в разработке ядерного оружия, которое маскируется под разработки мирного атома. Тегеран все обвинения отвергает. В тоже время иранские аятоллы уже неоднократно делали агрессивные заявления в адрес Израиля, угрожая стереть его с лица земли.
Ранее, перед началом московских переговоров, Израиль заявил, что если в ходе встреч серьезных подвижек не случится, в отношении Ирана будут предпринята военная операция. Впрочем, по мнению многочисленных военных экспертов, атаковать Исламскую республику самостоятельно – без поддержки США, Иерусалим не в состоянии. В то же время Штаты атаковать Иран пока не намерены.