Многие эксперты (например, из Центра развития Высшей школы экономики) считают заявленные цели, мягко говоря, труднодостижимыми: для требуемого рывка в экономике россияне должны будут вкалывать примерно так же, как это делали в последние годы китайцы. Но, пока промышленность растёт медленнее, чем хотелось бы, в страну неохотно идут капиталы. Впрочем, хорошо, что власть хотя бы облекла свои обещания в нормативную форму. В конце концов, за невыполнение указов кто-то должен будет нести ответственность.
В экономике
Создание 25 млн высокопроизводительных рабочих мест - к 2020 г.
Рост производительности труда в 1,5 раза - к 2018 г.
Рост инвестиций не менее чем до 25% ВВП - к 2015 г., до 27% - к 2018 г.
Увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей в ВВП в 1,3 раза - к 2018 г.
Выход государства из капитала компаний «несырьевого сектора», не относящихся к естественным монополиям и оборонке, - до 2016 г.
Повышение позиции РФ в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 г. до 50-й в 2015 г. и до 20-й в 2018 г.
Мнение эксперта
Владислав Корочкин, 1-й вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» по экспертно-аналитической работе:
- Что нужно делать, чтобы в рейтинге удобства ведения бизнеса Россия поднялась со 120-го на высокое 20-е место, уже известно и сформулировано самим же правительством. Это совершенствование управления и снятие административных барьеров. Ряд законодательных актов, которые направлены на это, уже приняты, но не работают, так как встречают сопротивление бюрократического аппарата. Как его преодолеть, тоже известно. Нужно ставить конкретные задачи и назначать ответственных за их исполнение. Не исполняют - наказывать!
В социальной сфере
Повышение средней зарплаты социальных работников, включая соцработников медорганизаций, младшего и среднего медперсонала, до 100% от средней зарплаты в регионе - к 2018 г.
Доведение средней зарплаты педагогических работников учреждений общего образования до средней зарплаты в регионе - в 2012 г.
Доведение средней зарплаты педагогических работников дошкольных учреждений до средней зарплаты в сфере общего образования в регионе - к 2013 г.
Доведение средней зарплаты преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профобразования, работников учреждений культуры до средней зарплаты в регионе - к 2018 г.
Повышение средней зарплаты врачей, преподавателей учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200% от средней зарплаты в регионе - к 2018 г.
Создание рабочих мест для инвалидов - до 14,2 тыс. ежегодно в период с 2013 по 2015 год.
Увеличение размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза - к 2018 г.
Мнение эксперта
Сергей Смирнов, директор Института социальной политики ВШЭ:
- Гарантировать повышение реальной средней зарплаты к 2018 г. в 1,5 раза (то есть до 35-36 тыс. рублей) государство может в бюджетных учреждениях, но не в коммерческой сфере. Из каких средств работодатель будет повышать зарплату, если продолжится падение производства? С одной стороны, инструменты влияния у государства имеются: можно обеспечивать предприятия госзаказом, можно вводить некие налоговые льготы. Но на это нужны бюджетные средства. И власть может встать перед выбором: направить их или на повышение зарплаты бюджетников, или на поддержку предприятий.
В образовании
Повышение стипендий до размера прожиточного минимума нуждающимся студентам 1-х и 2-х курсов, обучающимся по очной форме за счёт бюджета и имеющим оценки «хорошо» и «отлично», - до конца июня 2012 г.
Достижение 100%-ной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет - к 2016 г.
Вхождение не менее 5 университетов РФ в первую сотню ведущих мировых университетов - к 2020 г.
Увеличение до 25 млрд руб. финансирования научных фондов - к 2018 г.
В жилищной сфере
До 2018 г.:
снижение стоимости 1 кв. метра жилья на 20%.
увеличение количества выдаваемых ипотечных кредитов до 815 тыс. в год.
снижение среднего уровня процентной ставки по ипотечному кредиту (не должна превышать уровень инфляции более чем на 2,2 процентных пункта).
создание для граждан возможности улучшения жилусловий не реже одного раза в 15 лет.
До 2020 г.: предоставление доступного и комфортного жилья 60% семей, желающих улучшить свои жилищные условия.
В обороне
Доведение доли современных образцов вооружения и техники в оснащении Вооружённых сил РФ ежегодно до 70% к 2020 г.
Предоставление в полном объёме жилых помещений военнослужащим - в 2013 г.
Увеличение числа военнослужащих по контракту - не менее чем на 50 тыс. человек в год в течение 5 лет.
В здравоохранении
Увеличение ожидаемой продолжительности жизни в РФ до 74 лет - к 2018 г.
Снижение смертности от болезней системы кровообращения (до 649,4 случая на 100 тыс. населения), от новообразований (до 192,8 случая на 100 тыс.), от туберкулёза (до 11,8 случая на 100 тыс.), от ДТП (до 10,6 случая на 100 тыс.), младенческой смертности (до 7,5 на 1 тыс. родившихся живыми) - к 2018 г.
Доведение объёма производства отечественных лекарственных средств до 90% - к 2018 г.
Мнение эксперта
Константин Кижель, помощник президента Российского союза строителей:
- Собственно цена жилья (работа строителей и стройматериалы) - это всего 40% от конечной суммы. 20% тратится на подключение к сетям, примерно столько же - цена административных барьеров, откаты чиновникам. Если убрать лишние инстанции, через которые проходят разрешительные документы, то снизить стоимость жилья будет вполне реально.
В госуправлении
Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, - не менее 90% к 2015 г.
Доля граждан, получающих государственные и муниципальные услуги в электронной форме, - не менее 70% к 2018 г.
Сокращение времени ожидания в очереди при обращении в органы власти для получения услуг - до 15 минут к 2014 г.