Примерное время чтения: 7 минут
195

Татьяна Нетреба: Это будет другой Путин?

Владимир Путин. Фото: Яна Лапикова, РИА Новости

Пресс-секретарь премьер-министра Д. Песков в разгар предвыборной компании заметил: после выборов мы увидим другого Путина. Журналисты попробовали уточнить у самого премьера: «А вот каким вы его, точнее, себя представляете?». Путин заметил:  каждый человек  развивается.

«И каждый человек должен соответствовать требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня», - сказал он. А в комментарии неожиданно добавил: «Кстати, вместо того, чтобы здесь выдумывать всякие вопросы второстепенного плана, подумали бы над тем, что сейчас произошло. Мы получили разрешение у Турции на строительство "Южного потока". Вы понимаете, что это событие в энергетической сфере Европы?».

В этот день глава правительства встречался с турецкой делегацией. Турция выдала окончательное разрешение на строительство газопровода «Южный поток», предназначенного для поставок российского газа в Европу по дну Черного моря, в ее исключительной экономической зоне.  Так вот, отвечая на вопрос о «Путине-2», он первым делом коснулся экономической, а не политической тематики.

После недавней встречи тогда ещё кандидата №1 в президенты с политологами ее участники заметили:  к политическим реформам, предложенным действующим президентом,  В. Путин относится достаточно настороженно. При этом, касаясь модернизации, которую напрямую принято связывать с Д. Медведевым, он якобы не без некой укоризны дал понять: эта тема ему близка и понятна, как, возможно, никому другому.

За последние месяцы много раз упоминалось про то, что в 2000 году Путин пришел к власти, предложив стране стабильность вместо разброда и хаоса.  Цены на энергоносители радовали.  Но провозглашенный в дальнейшем курс на модернизацию обернулся масштабной имитацией, в ходе которой за бюджетные деньги образовывались какие-то мифические структуры вроде «Большого правительства» или Агентства стратегических инициатив. А в жизни вместо того, чтобы направлять деньги в реальные сектора экономики – в промышленность, транспорт, сельское  хозяйство, строительство больниц, дорог, аэропортов, элита под пафосными предлогами «пилила» бюджеты и «ныкала» деньги на Западе.

Для того чтобы назвать на вскидку примеры технологической модернизации экономики, видимо, нужны какие-то специальные знания. Кроме «Сколково», олимпийских объектов  в Сочи, инфраструктуры к саммиту АТЭС во Владивостоке (причем, с привкусом скандалов) и может пары–тройки медицинских центров, ничего существенного в голову не приходит. А вот для того, чтобы почувствовать, как глубоко мы просели, никаких специальных экономических знаний не нужно.

Неудачи в отраслях, в которых страна когда-то была лидером, особенно болезненны. Из 17 испытательных пусков межконтинентальной «Булавы» 7 были аварийными. Миллиарды потрачены на создание  ГЛОНАС,  которой  планируется в основном оснастить наши автобусы и машины скорой помощи. После того как 3 спутника, так и не долетев до цели, затонули где-то в Тихом океане, выяснилось, что они были напичканы некачественными тайваньскими микросхемами. Кто-то может еще говорить о том, что наша ГЛОНАС может составить серьезную конкуренцию GPS? А  ведь были неудачные пуски и военных спутников, напичканных контрабандными деталями. Где-то в Тихом океане покоится и запущенная к Марсу межпланетная станция «Фобос-грунт» ценой в 1 млрд  200 млн руб.

На днях Роскосмос представил правительству  проект «Стратегии развития космической деятельности до 2030 года». В нем - планы по высадке на Марс, Луну и другие планеты Солнечной системы. Понятное дело, со спутниками не получается, а с Луной точно не промахнутся – главное бюджет выбить. Кстати, когда неудачами ГЛОНАС занялась Генпрокуратура, оказалось, что космические чиновники «пилили» бюджет, а про судебные перспективы этих дел что-то ничего не слышно. Спустя три дня планы межпланетных полетов в Белом доме все-таки заставили пустить под нож.

В 2011 году  Россия стала лидером по числу авиационных катастроф, обойдя Конго и Индонезию.  И вот на днях, сидя, кстати, в аэропорту,  натыкаюсь на удивительное сообщение.  Росавиация за 15 млн долл.- «дешево и просто» оснастит московские аэропорты новым  аэронавигационным оборудованием.  За счет этого их пропускная способность (число взлетов-посадок  в час!) увеличится… больше чем в 2 раза! О безопасности пассажиров и о том, что будет с  работающей на пределе инфраструктурой московских аэропортов при увеличении на нее нагрузки в два раза, речь, разумеется, не идет.  Притом что число авиапассажиров год от года стремительно растет. Приближаются Олимпиада, саммит АТЭС. Московские аэропорты – ворота в Россию. Эксперты утверждают, что нужно расширять аэропортовскую инфраструктуру, срочно строить третью взлетно-посадочную полосу в Домодедово – самом большом по пассажиропотоку, где  к 2014 году будет выведена на плановую реконструкцию одна из двух имеющихся полос. Об этом, кстати, не раз говорили в правительстве.  Но одно дело, когда Росавиация распределяет бюджет, и другое – когда деньги выделяются конкретно под того, кто строит. Тем более СМИ пишут о якобы готовящейся продаже аэропорта, о том, что деньги для его покупки приготовили чуть ли не все наши олигархи - Керимов,  Усманов, Вексельберг с Дерипаской и  Магомедов. Строительство полосы повышает стоимость актива, который, разумеется, хотелось бы купить подешевле. Безопасность пассажиров? Но «топы»  обычными авиарейсами не летают.

Перед выборами в одной из программных статей, посвященных экономике, В. Путин рассуждал об особенностях российской экономической системы и о том, как ей следует развиваться.  «Никогда люди не сталкивались со столь огромными рисками техногенных катастроф, никогда не были столь серьезными угрозы природной среде, - писал кандидат в президенты. - Но и возможности человечества никогда не были столь велики. Выигрывает тот, кто полнее других использует новые возможности». Он говорил о том, что именно сейчас в России необходимо проводить «неуклонное и быстрое обновление всех аспектов хозяйственной жизни». «Иметь экономику, которая не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния, - для России непозволительно», - говорилось в его статье.

До сих пор, имитируя преобразования, правящая элита, погрязшие в коррупции и распиле госбюджета чиновники предпочитали главным образом  действовать в своих корыстных интересах. И нет ничего удивительного в том, что обычные граждане  ее презрели и отказываются ей доверять, выходя на митинги. А без доверия граждан  преобразования не получаются. Выходит, что  без серьезной перестройки социально-экономических принципов функционирования государства, определяющих условия жизни страны и ее граждан, «Путину-2»  в обновленной стране не обойтись. Ответственность за модернизацию теперь полностью - на нем.

 

 
Татьяна Нетреба

Журналист еженедельника

«Аргументы и Факты»

 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (80)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах