Пресс-секретарь премьер-министра Д. Песков в разгар предвыборной компании заметил: после выборов мы увидим другого Путина. Журналисты попробовали уточнить у самого премьера: «А вот каким вы его, точнее, себя представляете?». Путин заметил: каждый человек развивается.
«И каждый человек должен соответствовать требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня», - сказал он. А в комментарии неожиданно добавил: «Кстати, вместо того, чтобы здесь выдумывать всякие вопросы второстепенного плана, подумали бы над тем, что сейчас произошло. Мы получили разрешение у Турции на строительство "Южного потока". Вы понимаете, что это событие в энергетической сфере Европы?».
В этот день глава правительства встречался с турецкой делегацией. Турция выдала окончательное разрешение на строительство газопровода «Южный поток», предназначенного для поставок российского газа в Европу по дну Черного моря, в ее исключительной экономической зоне. Так вот, отвечая на вопрос о «Путине-2», он первым делом коснулся экономической, а не политической тематики.
После недавней встречи тогда ещё кандидата №1 в президенты с политологами ее участники заметили: к политическим реформам, предложенным действующим президентом, В. Путин относится достаточно настороженно. При этом, касаясь модернизации, которую напрямую принято связывать с Д. Медведевым, он якобы не без некой укоризны дал понять: эта тема ему близка и понятна, как, возможно, никому другому.
За последние месяцы много раз упоминалось про то, что в 2000 году Путин пришел к власти, предложив стране стабильность вместо разброда и хаоса. Цены на энергоносители радовали. Но провозглашенный в дальнейшем курс на модернизацию обернулся масштабной имитацией, в ходе которой за бюджетные деньги образовывались какие-то мифические структуры вроде «Большого правительства» или Агентства стратегических инициатив. А в жизни вместо того, чтобы направлять деньги в реальные сектора экономики – в промышленность, транспорт, сельское хозяйство, строительство больниц, дорог, аэропортов, элита под пафосными предлогами «пилила» бюджеты и «ныкала» деньги на Западе.
Для того чтобы назвать на вскидку примеры технологической модернизации экономики, видимо, нужны какие-то специальные знания. Кроме «Сколково», олимпийских объектов в Сочи, инфраструктуры к саммиту АТЭС во Владивостоке (причем, с привкусом скандалов) и может пары–тройки медицинских центров, ничего существенного в голову не приходит. А вот для того, чтобы почувствовать, как глубоко мы просели, никаких специальных экономических знаний не нужно.
Неудачи в отраслях, в которых страна когда-то была лидером, особенно болезненны. Из 17 испытательных пусков межконтинентальной «Булавы» 7 были аварийными. Миллиарды потрачены на создание ГЛОНАС, которой планируется в основном оснастить наши автобусы и машины скорой помощи. После того как 3 спутника, так и не долетев до цели, затонули где-то в Тихом океане, выяснилось, что они были напичканы некачественными тайваньскими микросхемами. Кто-то может еще говорить о том, что наша ГЛОНАС может составить серьезную конкуренцию GPS? А ведь были неудачные пуски и военных спутников, напичканных контрабандными деталями. Где-то в Тихом океане покоится и запущенная к Марсу межпланетная станция «Фобос-грунт» ценой в 1 млрд 200 млн руб.
На днях Роскосмос представил правительству проект «Стратегии развития космической деятельности до 2030 года». В нем - планы по высадке на Марс, Луну и другие планеты Солнечной системы. Понятное дело, со спутниками не получается, а с Луной точно не промахнутся – главное бюджет выбить. Кстати, когда неудачами ГЛОНАС занялась Генпрокуратура, оказалось, что космические чиновники «пилили» бюджет, а про судебные перспективы этих дел что-то ничего не слышно. Спустя три дня планы межпланетных полетов в Белом доме все-таки заставили пустить под нож.
В 2011 году Россия стала лидером по числу авиационных катастроф, обойдя Конго и Индонезию. И вот на днях, сидя, кстати, в аэропорту, натыкаюсь на удивительное сообщение. Росавиация за 15 млн долл.- «дешево и просто» оснастит московские аэропорты новым аэронавигационным оборудованием. За счет этого их пропускная способность (число взлетов-посадок в час!) увеличится… больше чем в 2 раза! О безопасности пассажиров и о том, что будет с работающей на пределе инфраструктурой московских аэропортов при увеличении на нее нагрузки в два раза, речь, разумеется, не идет. Притом что число авиапассажиров год от года стремительно растет. Приближаются Олимпиада, саммит АТЭС. Московские аэропорты – ворота в Россию. Эксперты утверждают, что нужно расширять аэропортовскую инфраструктуру, срочно строить третью взлетно-посадочную полосу в Домодедово – самом большом по пассажиропотоку, где к 2014 году будет выведена на плановую реконструкцию одна из двух имеющихся полос. Об этом, кстати, не раз говорили в правительстве. Но одно дело, когда Росавиация распределяет бюджет, и другое – когда деньги выделяются конкретно под того, кто строит. Тем более СМИ пишут о якобы готовящейся продаже аэропорта, о том, что деньги для его покупки приготовили чуть ли не все наши олигархи - Керимов, Усманов, Вексельберг с Дерипаской и Магомедов. Строительство полосы повышает стоимость актива, который, разумеется, хотелось бы купить подешевле. Безопасность пассажиров? Но «топы» обычными авиарейсами не летают.
Перед выборами в одной из программных статей, посвященных экономике, В. Путин рассуждал об особенностях российской экономической системы и о том, как ей следует развиваться. «Никогда люди не сталкивались со столь огромными рисками техногенных катастроф, никогда не были столь серьезными угрозы природной среде, - писал кандидат в президенты. - Но и возможности человечества никогда не были столь велики. Выигрывает тот, кто полнее других использует новые возможности». Он говорил о том, что именно сейчас в России необходимо проводить «неуклонное и быстрое обновление всех аспектов хозяйственной жизни». «Иметь экономику, которая не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния, - для России непозволительно», - говорилось в его статье.
До сих пор, имитируя преобразования, правящая элита, погрязшие в коррупции и распиле госбюджета чиновники предпочитали главным образом действовать в своих корыстных интересах. И нет ничего удивительного в том, что обычные граждане ее презрели и отказываются ей доверять, выходя на митинги. А без доверия граждан преобразования не получаются. Выходит, что без серьезной перестройки социально-экономических принципов функционирования государства, определяющих условия жизни страны и ее граждан, «Путину-2» в обновленной стране не обойтись. Ответственность за модернизацию теперь полностью - на нем.
Татьяна Нетреба Журналист еженедельника «Аргументы и Факты» |