Закончится ли теперь война в Ливии? Или будет бардак, как после свержения Хусейна в Ираке? Смогут ли российские компании вернуться в эту страну?
В. Павлов, Королёв
В ночь на понедельник при поддержке натовской авиации повстанцы рассеяли войска Каддафи и вошли в ливийскую столицу Триполи. В понедельник бои шли уже в правительственном квартале, премьер-министр страны аль-Махмуди, как сообщалось, бежал в соседний Тунис, в плен попали сыновья Каддафи. Судьба самого полковника к вечеру понедельника оставалась неизвестной, появились даже некоторые сомнения в правдивости сообщений об успехах повстанцев.
Но «шкура» Каддафи уже оказалась на разделочном столе. Чтобы обсудить план действий с ливийскими властями - естественно, новыми, - на следующей неделе в Париже должно пройти заседание контактной группы по Ливии. Главную роль в ней играют представители западной коалиции. Под чью дудку будет плясать ливийское правительство?
«Опыт революций учит, что удержать власть труднее, чем её захватить», - напомнил в понедельник М. Маргелов, спецпредставитель президента по Ливии, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам. «До сих пор непонятно, что за силы придут к власти в Ливии после падения режима Муаммара Каддафи, - пояснил «АиФ» А. Малашенко, эксперт Московского центра Карнеги. - Понятно только, что это будут самые разные люди, которые, возможно, вскоре ещё поцапаются между собой, выясняя, кто пролил больше крови, свергая полковника».
«При Каддафи страна играла непропорционально большую геополитическую роль, - рассказал в интервью агентству РИА Новости Г. Мирский, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН. - Очевидно, что у Ливии теперь не будет внешних авантюр да и просто влияния на международную политику».
Это влияние - лидерство в Африканском союзе и т. д. - обеспечивалось благодаря «щедрости» единоличного распорядителя ливийских нефтяных доходов и по его прихоти. В мировой политике неотъемлемая часть такого влияния - боеспособные вооружённые силы. Россия была одним из главных поставщиков оружия для Ливии. Закупки некоторых видов лёгких вооружений, привычных для национальных сил безопасности страны, могут продолжиться. Но на планах продавать подводные лодки, истребители и танки, видимо, можно поставить крест.
Что будет с гражданскими контрактами, которые составляют всё же большую часть из замороженных пока российско-ливийских договорённостей, оценивающихся примерно в 10 млрд долл.? Речь о нефтегазовых компаниях, РЖД, которая накануне конфликта приступила к строительству железных дорог, и т. д. США, европейские страны сами заинтересованы в освоении ливийских рынков и стабильных поставках энергоресурсов, естественно, под присмотром своих нефтегазовых гигантов.
«Однако у всего мира и у Запада проблем в Ливии может оказаться больше, чем в Тунисе и Египте, - размышляет А. Малашенко. - С другой стороны, Россия, у которой в Ливии при Каддафи были неплохие позиции, не должна упустить свой шанс завязать отношения с новой властью. Кое-что для этого уже сделано в рамках миссии М. Маргелова, который вёл переговоры в том числе с представителями повстанцев. В ливийских делах наступает время жёсткой дипломатии. Сейчас надо очень внимательно следить за развитием обстановки и не прозевать момент».