В ночь на субботу, 28 мая, военные самолеты НАТО нанесли очередной удар по ряду объектов в столице Ливии Триполи. Это произошло буквально через несколько часов после того, как президент России Дмитрий Медведев направил туда своего спецпредставителя Михаила Маргелова.
НАТО устраивает налеты на Триполи уже пятую ночь подряд, пишет NEWSru.com. Официальное ливийское телевидение по обыкновению сообщило о жертвах налетов, не называя их количества.
Кроме того, согласно тем же сообщениям, прозвучавшим в телеэфире, бомбардировки не нанесли серьезного урона силам Каддафи, которые были оперативно переброшены поближе к населенным пунктам или даже вошли в них, зная, что авиация НАТО не будет бомбить гражданские объекты.
Ранее Великобритания объявила о намерении перебросить в Ливию группировку вертолетов Apache. Они, по словам командования сил НАТО в Ливии, будут использоваться для «эффективных атакующих действий», безопасных для мирного населения. В частности, вертолеты будут выслеживать транспортные колонны сил Каддафи, которые трудно засечь с большой высоты.
Эксперты сочли это признаком активизации действий Альянса в регионе. Аналитики полагают, что вертолеты королевских ВВС, а также французские Tiger и Gazelle будут «использоваться для нанесения ударов по боевым машинам и войскам Каддафи в населенных пунктах, не рискуя при этом нанести сопутствующего ущерба», а также поддерживать с воздуха действия сил оппозиции.
Впрочем, отмечают эксперты, войскам Каддафи есть что противопоставить натовским вертолетам. Это прежде всего переносные зенитные ракетные комплексы «Игла» и «Игла-1».
Аналитики авторитетного военного издания Jane,s Defenсe Weekly считают, что усиление группировки НАТО в Ливии военными вертолетами в лучшем случае поможет решению локальных задач и, возможно, подорвет моральный дух правительственных войск. Однако кардинально изменить ситуацию применение вертолетов не в состоянии.
Маргелов едет в Ливию работать «на два фронта»
Главной задачей спецпредставителя президента РФ по Африке Михаила Маргелова являются контакты с лидерами повстанцев, но он не исключает, что ему придется побывать и в Триполи.
«Передо мной стоит задача встретиться с лидерами повстанцев и продолжить то, что Россия делает не первый месяц - способствовать тому, чтобы между ответственными представителями ливийской политической элиты, которые заинтересованы в том, чтобы Ливия сохранилась как единое независимое государство, играющее важную роль, как в арабском мире, так и в Африке, для того, чтобы помочь им найти пути к достижению национального консенсуса», - заявил Маргелов.
Он напомнил, что контакты с Каддафи находятся в компетенции МИД России, но не исключил, что к переговорам придется подключиться и ему: «Моя задача - общение с лидерами повстанцев, но я не исключаю, что если такое поручение главы государства поступит, то мне придется полететь и в Триполи».
Как отметил Маргелов, перед ним поставлена «четакая задача»: «лететь в Бенгази». Там он намерен встретиться с лидерами сил оппозиции, чтобы сформировать «четкое представление о том, что это за люди и какова их программа».
«Также прорабатываются встречи с теми ливийскими представителями, кто уже был в Москве, и с теми, с кем имеет смысл встретиться, как с одной, так и с другой стороны конфликта, - добавил представитель Медведева.
Медведев предложил Каддафи уйти
Накануне лидеры стран «Большой восьмерки» на саммите во французском Довиле приняли итоговую декларацию, в которой заявлено об утрате Муаммаром Каддафи легитимности и о необходимости его ухода из власти.
«Каддафи и его правительство не выполнили обязательства по защите ливийского населения и потеряли всякую легитимность. У него нет будущего в свободной, демократической Ливии. Он должен уйти», - говорится в документе.
Россия поддержала это заявление и по просьбе партнеров выступит переговорщиком, пишет «Газета.Ru».
Члены G8 отметили, что переходный процесс в Лbвии должен осуществляться силами ее народа.
Кроме того, участники саммита особо подчеркнули центральную роль ООН в процессе поиска «долгосрочного всеобъемлющего политического решения, основанного на законных требованиях ливийского народа с учетом роли региональных организаций», в том числе Лиги арабских государств и Африканского союза.
Президент России Дмитрий Медведев заявил на итоговой пресс-конференции, что в случае, если Каддафи оставит свой пост добровольно, то в таком случае «можно будет обсуждать, каким образом это можно сделать: какая страна его могла бы принять, на каких условиях и что бы он мог сохранить, а что он должен потерять».
При этом глава российского государства уточнил, что Каддафи не сможет найти убежище в России.
Медведев отметил также, что Россия заинтересована в сохранении Ливии в качестве самостоятельного единого и свободного государства, и что наша страна всегда выступала «за мирное урегулирование этой проблемы путем переговоров, путем максимально широких консультаций"».
Президент РФ напомнил, что перспективы мирного урегулирования обсуждались как с представителями властей в Ливии, так и с представителями ливийской оппозиции.
«Считаю, что это в любом случае полезно, потому что помогает нам выработать общие подходы», - подчеркнул президент РФ.
В течение всего конфликта в Ливии, начавшегося в середине февраля, Москва придерживалась нейтральной позиции, не поддерживая ни одну из сторон. А во время голосования по резолюции ООН, санкционирующей применение авиации в Ливии, Россия воздержалась.