Глава российского правительства прибыл в Венесуэлу накануне, 2 апреля. В ходе визита был заключен договор о выделении Венесуэле кредита в 2,2 миллиарда долларов на закупку вооружений. Предварительная договоренность об этом была достигнута во время сентябрьского визита Уго Чавеса в Москву.
Сам Чавес подтвердил, что кредит пойдет на оборонные нужды. Под оборонными нуждами подразумевается закупка сотни танков Т-72, РСЗО «Смерч» и комплексов ПВО дальнего действия С-300 и ЗРК «Тор-М1» для их прикрытия. Весь этот арсенал Россия готова продать Венесуэле в кредит: «живых» денег от Каракаса в Москве в обозримом будущем не ждут, несмотря на рост цен на нефть.
Завтрак на «Крузенштерне»
Самолет российского премьера приземлился в аэропорту имени Симона Боливара с получасовым опозданием. После 14-часового перелета Путин выглядел свежим и бодрым. На летном поле главу правительства встретил выстроенный еще затемно почетный караул. Встречать премьер-министра России прибыл лично Уго Чавес, хотя по первоначальному плану визита на его месте должен был быть глава МИДа Николас Мадуро. Как сообщает Gzt.Ru, Чавес передумал в последний момент.
Примечательно, что это первый визит Путина в Венесуэлу впервые, в то время как Чавес уже восемь раз побывал в Москве. Визит приурочен сразу к нескольким датам: 65-летию установления двусторонних дипотношений, 200-летию начала борьбы за независимость Венесуэлы от Испании и 65-й годовщине Победы над нацистской Германией.
Церемония приветствия прошла, в общем, как обычно: Чавес много говорил, улыбался и дружески обнимал Путина за плечо. Путин был, как всегда, невозмутим и вежлив.
Приняв рапорт от командира почетного караула и выслушав два гимна, лидеры расселись по машинам (Путин при этом снял пиджак) и поехали на берег Карибского моря— осматривать российский парусник «Крузенштерн», прибывший накануне к берегам Венесуэлы. По данным «Коммерсанта», решение осмотреть «Крузенштерн» принял лично Чавес вечером накануне визита.
На борту «Крузенштерна» была развернута фотовыставка, посвященная 65-летию Победы во Второй мировой войне. А на венесуэльском военном судне, стоявшем на якоре по соседству, был хорошо виден транспарант «Родина, социализм или смерть!».
Осмотр судна оказался непродолжительным. Чавес поговорил с командой, а затем оба лидера удалились в кают-компанию, где их ожидал завтрак. После завтрака президент и премьер поехали в город. Примечательно, что за пару дней до начала визита Путина в Веневуэлу Каракас был увешан плакатами и растяжками, на которых был запечатлен Чавес, дружески обнимающий президента Белоруссии Александра Лукашенко. Но перед приездом российского премьера эти плакаты убрали с глаз долой.
Бананы и цветы в обмен на «Жигули» и вертолеты
За время визита российского премьера стороны подписали 31 соглашение практически во всех областях взаимодействия. По окончании переговоров Путин и Чавес вышли к журналистам. Они называли друг друга по имени и были явно довольны исходом встречи.
На пресс-конференции по итогам переговоров Чавес вручил Путину Орден Либертадора (Освободителя).
«Будем считать, что это аванс, который мы должны будем отработать вместе с российскими коллегами и доказать венесуэльскому народу, что эти награды и почести не напрасны», - сказал Путин, принимая орден. Его слова цитирует РИА Новости.
Получив «аванс», Путин подтвердил готовность России выделить Венесуэле более чем двухмиллиардный военный кредит. При этом Путин подчеркнул, что пока Венесуэла «не использовала ни доллара из данного кредита».
Как отметил премьер, спрос на российскую военную технику в Венесуэле создали США – своим отказом поставлять продукцию в Венесуэлу. «У нас хорошие отношения с США, но если США не хотят поставлять, ну, пусть и дальше не поставляют - свято место пусто не бывает», - уверен Путин. Cлова главы правительства РФ цитирует BBC.
Кроме того, Россия передала Венесуэле четыре вертолета Ми-26, закрыв таким образом сделку по поставке 38 российских вертолетов, заключенную в 2006 году.
С 2005 года правительство Венесуэлы потратило 4 миллиарда долларов на российское вооружение, в том числе вертолеты, боевые самолеты и автоматы Калашникова.
Стороны договорились также о создании совместного предприятия для производства авиационного оборудования, где интересы России представляет компания «Ильюшин финанс».
Позаботился Путин и об «АвтоВАЗе». Президент российского автогиганта Игорь Комаров и глава венесуэльской компании Suvinca Симон Дауд подписали контракт на поставку в страну 2 тысяч 250 автомобилей Lada, предполагающий также организацию техобслуживания и создание сборочного производства.
Cо своей стороны, Венесуэла намерена поставлять в Россию кофе, какао, бананы и цветы. Стороны подписали соглашение о сотрудничестве в области сельского хозяйства, пишет РБК. Соглашение, в частности расширяет и укрепляет сотрудничество между странами посредством формирования совместных проектов. Был подписан протокол о намерениях в области производства цветов в Венесуэле в целях экспорта в РФ, а также в области производства и экспорта бананов.
Нефть и атом
В энергетической сфере был подписан ряд принципиальных договоренностей. В частности, генеральный директор Национального нефтяного консорциума (ННК) Валерий Русаков и министр энергетики и нефти Венесуэлы Рафаэль Рамирес подписали соглашение о выплате бонуса в 1 млрд долларов по проекту «Хунин-6»». Эти деньги стали платой за «входной билет» российских участников разработки месторождения. Путин передал венесуэльской стороне документы на первый транш в размере 600 млн. долларов.
Совместное российско-венесуэльское предприятия, 60% которого будет принадлежать местной компании PDVSA, займется разработкой месторождения «Хунин-6», разведанные запасы которого составляют свыше 52 млрд баррелей нефти. К 2018 году стороны планируют довести добычу на проекте до 450 тысяч баррелей.
Россия и Венесуэла также договорились о включении ННК (в нем компаниям «Газпром нефть», «Роснефть», ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР и «Сургутнефтегаз» принадлежит по 20%) в проекты «Айакучо-2», «Аякучо-3» и «Хунин-3».
Кроме того, было подписано соглашение по ядерной энергетике. После подписания Уго Чавес сообщил, что Венесуэла может построить первую в стране АЭС при поддержке России: «Мы действительно готовы начать подготовку проекта первой атомной электростанции».