«Ты слышал? Дума рассматривала законопроект, называется «Не укради». Так «Единая Россия» предложила к нему 39 поправок!»
Рассказывая этот анекдот коллеге по фракции, депутат-коммунист Н. веселится как ребёнок. Раз уж оппозиция не может всерьёз насолить партии власти, остаётся её высмеивать. КПРФ додумалась сделать юмор идеологическим оружием: сторонникам вместе с традиционными буклетами-агитками раздают сборник «100 анекдотов от Зюганова». Сборник издан на дорогой мелованной бумаге. Большинство баек совершенно не смешные, но руководство партии довольно. Говорят, что из свежего вождю левых понравился такой: «Корпорацией «Роснано» разработано новое разрушительное оружие. Наглые рыжие молекулы за полгода уничтожают энергосистему любого государства».
Главарь МВД
Противники коммунистов в долгу не остаются. И такой анекдот, к примеру, в зюгановские сборники никогда не войдёт:
«В России очередные выборы президента. Просыпается Ленин в мавзолее, созывает коммунистов во главе с Зюгановым. Говорит:
- Товагищ Зюганов, я пгинял гешение. На выбогы пойду я!
- Но Владимир Ильич! Ведь хирурги удалили вам мозги...
Ленин:
- Ну, вы же пгекрасно знаете, что это не препятствие для участия в выбогах...»
По словам Дмитрия Вернера, создателя сайта «Анекдот.ру», жанр политанекдота в последнее время снова пользуется спросом - наряду с классикой про блондинок, Штирлица и мужа, вернувшегося из командировки. В брежневские времена анекдоты про «дорогого Леонида Ильича» были отдушиной в затхлой атмосфере советского агитпропа. Тридцать лет спустя «шутки юмора» играют примерно ту же роль: в условиях, когда публичной политики стало меньше, а официоза в программе «Время» - больше.
Например, не успел президент в послании выдвинуть идею о сокращении часовых поясов, как фольклор обогатился такой шуткой:
«Правительство решило оставить в России два пояса... Чёрный - у Путина. У остальных - белые».
Конституционный суд отказался вернуть смертную казнь. Тут же всплыл анекдот: «Слишком лёгкая смерть для Кощея, - подумал Иван-царевич и вставил иглу в швейную машинку. - Пускай поколбасится!» Перемыли косточки и руководству правоохранительных органов: «Вместо прежнего «глава МВД» россияне называют министра внутренних дел «главарь МВД». А всё почему? Да потому, что «российская милиция победила преступность. Теперь грабят, убивают и насилуют сами милиционеры». Особо достаётся гаишникам. «Если наносить на карту России все случаи коррупции инспекторов ГИБДД, получится атлас российских автодорог». Кстати, судя по анекдотам, в успех борьбы с коррупцией соотечественники не верят: «Что означает «борьба за снижение коррупции»?» - «Скидки на взятки до 30%». Или такое наблюдение: «Выделять деньги на борьбу с коррупцией - то же самое, что выделять водку на борьбу с пьянством».
Чьё мясо жирнее?
Один из самых популярных героев анекдотов в уходящем году - российский автопром: «АвтоВаз - как Ленин в мавзолее: деньги на поддержание тратятся немалые, а надежды, что встанет, - никакой». «Слыхал, что на АвтоВазе планируют начать производство самолётов?» - «Насчёт самолётов не уверен, а вот вертолёты для губернаторов им, пожалуй, поручить можно...»
Чиновникам население вообще воздаёт по полной программе. Сразу видно - допекли! «Москва. Ночь. По улице бредут два медведя. Один учит второго: «Консервную банку лучше выбирать с мигалкой. Там мясо жирнее!» Любовь слуг народа к быстрой езде нашла особое отражение в творчестве масс:
«Крупный чиновник сбивает двух человек на пешеходном переходе. Спрашивает судью - какие будут последствия?
- Ну, тому, кто головой лобовое пробил, дадим лет 5 за попытку ограбления. А тому, кто в кусты отлетел, можно и все 8 - за попытку скрыться с места преступления!»
Среди вопросов, поступивших на «прямую линию» к премьер-министру, немало было посвящено росту цен и тарифов. Возможно, в правительстве искренне хотели бы, чтобы и казна наполнялась, и карманы россиян не опустели. Но сами россияне относятся к намерениям властей с иронией: «Реформу ЖКХ тормозит лишь одно простое соображение: нельзя cделать тарифы на оплату коммунальных услуг больше рыночной цены автомата Калашникова».
«Кто сказал, что государство - это мы? Государство - это нас...» «Правительство не поддерживает добрая половина населения. А уж что говорить о злой...» - возможно, сочинители таких анекдотов и сгущают краски. Рейтинги-то правителей, судя по соцопросам, растут, невзирая на кризис! Кстати, сам кризис наш народ обыграл как-то по-доброму, с любовью. Вот так, например:
«Экую ты, Марфа, рецессию отрастила!
- Чего-чего отрастила, Кузьмич?
- Тёмная ты, культурных слов не знаешь! Вот по телевизору говорили: наша экономика - в глубокой рецессии...»
По всему видно, что люди следят за экономическими процессами, читают газеты и смотрят репортажи из высоких кабинетов:
«Руководитель - министру финансов: «Прочитал бюджет на следующий год. Хорошо составлен, только есть небольшая ошибка». - «Какая?» - «Написано, что инфляция в России в следующем году ожидается в районе восьми - десяти процентов. Цифры реальные, но слово «восьмидесяти» пишется слитно».
Одним из самых популярных персонажей анекдотов остаётся премьер Владимир Путин - очень уж ему к лицу имидж крутого начальника. «А правда, что Путин свободно говорит по-немецки?» - «Конечно, свободно. Кто ж ему запретит?» Или вот ещё:
«Олигарх подходит к Путину на приёме в Кремле:
- Владимир Владимирович, все налоги я заплатил. В политику не рвусь. С прокуратурой не ссорюсь. Счета в Россию перевёл... Можно я теперь за границу съезжу?
- Конечно можно. Но есть у нас такая традиция - посидеть на дорожку…»
И напоследок, кстати, о загранице. Нельзя сказать, что свою иронию наш человек адресует только родным осинам. Нет, он знает цену и некоторым соседям России.
«По инициативе США будет создана новая организация - аналог «Большой восьмёрки». В неё войдут Украина, Грузия, Польша, Латвия, Литва, Эстония. А называться она будет «Большие шестёрки»…
В общем, в новом году почаще смейтесь над политиками. Смех укрепляет здоровье демократии!
Кстати
Во время «прямой линии» на вопрос, рассказывают ли подчинённые Путину анекдоты про него, премьер ответил так: «Нет. Друзья ещё иногда пытаются...»