Во вторник правительство Японии решило поставить точку в вопросе принадлежности чётырёх южнокурильских островов, утвердив и распространив документ, в котором указывается, что Южные Курилы «незаконно оккупируются Российской Федерацией». При этом в документе подчёркивается, что поездки японских жителей и освоение ими островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряды Хабомаи «даже в формах, основанных на видимости признания российского права на управление ими» не согласуются с позицией Страны восходящего солнца по проблеме так называемых «северных территорий». Японский МИД отныне разрешает визиты японцев на острова только в виде «безвизовых обменов». Любые экономические визиты не допускаются. Подобная жёсткая позиция Токио вполне может поставить жирный крест на долгом процессе двусторонних переговоров, связанном с решением проблемы принадлежности Южных Курил.
Реакция российского МИДа на принятие документа японским правительством последовала незамедлительно: в эфире телеканала «Вести» официальный представитель МИД Андрей Нестеренко отметил, что подобное заявление Японии дипломаты РФ считают непозволительными. «Считаем необходимым подчеркнуть, что Южные Курилы являются неотъемлемой частью территории РФ. На законных основаниях, по итогам Второй мировой войны, в соответствии с имеющими обязательную юридическую силу для Токио соглашениями и договоренностями между союзными державами, а так же уставом ООН, который ратифицирован Японией», — заявил он. (Ещё в августе 1945 года после объявления войны Японии советские войска заняли острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и гряду Хабомаи. В 1951 году на международной конференции в Сан-Франциско Токио отказался от прав на Южные Курилы, подписав мирный договор с союзниками).
Главакомитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов сегодня заявил, что в ближайшее время будет подготовлен документ «парламентского реагирования» на «реваншисткое» заявление Токио об оккупации Южных Курил. Председатель думского комитета по международным делам Константин Косачев в свою очередь отметил, что «подобные заявления японского правительства» вполне могут привести к уменьшению готовности РФ продолжать с Токио политический диалог.
А ведь ещё совсем недавно, в мае, премьер-министр РФ Владимир Путин, посетив Токио, пытался убедить Японию активно сотрудничать с Россией в вопросах развития экономики на Дальнем Востоке. Позже президент РФ Дмитрий Медведев заявлял, что существует возможность решить проблему островов «нестандартно», не указав, впрочем, как именно. На саммите АТЭС в Сингапуре, который завершился на прошлой неделе, Дмитрий Медведев и премьер-министр Японии Юкио Хатояма также сумели поговорить о дальнейшей судьбе Южных Курил, после чего политологи ожидали возможного изменения направленности политики Токио в отношении островов, пророча скорое решение проблемы Курил. Похоже, что они просчитались – правительство Хатоямы не намерено идти на компромисс с Москвой по вопросам территориальных претензий.
Ужесточению позиции Токио по «спорным островам» предшествовало противоборство японских политиков: дело в том, что председатель комиссии по иностранным делам нижней палаты парламента Японии Мунэо Судзуки осмелился открыто поддержать участие Японии в экономических проектах на территории Южных Курил. Более того, он заявил, что Токио, в принципе, могло бы «временно согласиться с правом России управлять островами». Ответом правительства на своевольную позицию Судзуки, возможно, и стало принятие вышеуказанного документа. Впрочем, в похоже в Токио не были уверены в правильности принятия документа до последнего момента: в прошлую пятницу документ «об оккупации Россией японских территорий» то поступал в распоряжение СМИ, то отзывался обратно. Так или иначе, но теперь становится очевидно, что российско-японский переговорный процесс по решению проблемы Южных Курил зашёл в тупик, выход из которого вряд ли будет найден в ближайшее время, ведь для Японии компромисс будет означать «потерю лица», а для России – создание опасного прецедента потери части территории страны.