Разорвать на куски
Все последние годы польские власти так старались напугать мир «российской угрозой», что, похоже, не на шутку испугали сами себя. Вспомним, с какой страстью президент Польши Лех Качиньский и его брат-близнец Ярослав Качиньский, лидер праворадикальной партии «Право и справедливость», а в недавнем прошлом премьер-министр, критиковали все шаги Москвы. Советский период нашей истории отождествляется ими с германским нацизмом, Россия показывается как «тоталитарное» государство.
Время от времени Л. Качиньский в своих интервью повторяет, что его идеал - Юзеф Пилсудский, «идейное наследие» которого актуально и по сей день. Между тем ещё в 1904 г. Пилсудский писал, что целью Польши должно быть «расчленение государства Российского на основные его составные части и освобождение силой включённых в состав империи стран… Россия, лишённая своей периферии, будет ослаблена настолько, что перестанет быть грозным и небезопасным соседом».
Рассматривая Россию в качестве главного источника опасности, польские власти проводят политику, направленную на отрыв от неё республик СНГ, в первую очередь Украины и Белоруссии. Ключевым шагом стало выдвижение совместно со Швецией в мае 2008 г. программы «Восточное партнёрство», расширяющей взаимодействие ЕС с Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной.
Почётный гражданин Гитлер
Однако братья Качиньские видят в России не только внешнюю, но и внутреннюю угрозу. В Польше развёрнута настоящая «охота на ведьм». Ещё недавно при прежнем премьере власти пытались внедрить пакет законопроектов о декоммунизации - очищении государства от всего, что напоминает о тоталитарном прошлом. Оказалось, что напоминает о нём, в частности, мемориал погибшим за освобождение Варшавы советским воинам. Лидер фракции «ПиС» в горсовете Варшавы М. Макух призвал «ликвидировать стоящие там памятники и оставить только надгробия на могилах погибших солдат».
Правительственное управление по делам ветеранов и репрессированных лиц намерено лишить статуса ветеранов войны (со всеми вытекающими последствиями) бывших бойцов Армии Людовой и Гвардии Людовой. Польский Институт национальной памяти (ИНП) пришёл к выводу, что АЛ и ГЛ не были частью польских вооружённых сил - дескать, эти формирования создавались и действовали в интересах СССР. Поэтому если их бывшие бойцы и являются ветеранами, то ветеранами Красной армии.
На этом фоне весьма любопытно смотрится опубликованный ИНП в Интернете «список репрессированных» в 40-50-е гг. в народной Польше, т. е. тех, кто ныне считается героем. Почётное место занимают в нём члены таких организаций, как «Свобода и независимость», «Народные вооружённые силы», «Народное военное объединение» и др., боевики которых «прославились» в основном обыденной уголовщиной. Не забыли в этом списке и коллаборационистов: например, некоего Юзефа Е., который с 1939 г. служил в гитлеровской армии, а с 1945 г. - в «Вервольфе». Или Чеслава Е., который в годы оккупации был агентом гестапо и СД. Кое-кто выступает в Польше за восстановление, причём на средства ЕС, пантеона П. фон Гинденбурга, который до 1945 г. был одной из главных военных «святынь» Третьего рейха. Мотивировка - создание музея битвы 1914 г., в которой части кайзеровской Германии победили войска царской России.
В ходе борьбы с «наследием тоталитаризма» обнаружились и другие любопытные вещи. Например, то, что почётными гражданами городов Щецин, Колобжег, Легница, Ольштын и многих других до сих пор являются нацистские бонзы. Например, А. Гитлер фигурирует в списке почётных граждан Гданьска, размещённом на официальной интернет-странице города в разделе «звания, присвоенные в иные исторические периоды. Нацистский период 1933-1945 гг.». Там же - рейхс-маршал Г. Геринг и гауляйтер Гданьска А. Форстер.
Вот такая получается занимательная история. Остаётся пожелать польским политикам для начала дать оценки собственному прошлому: что в нём было добро и зло. А уж потом оценивать своих соседей и пытаться пугать мир мнимыми угрозами.