В минувшие выходные в Греции прошли внеочередные парламентские выборы. Первую скрипку в местном парламенте теперь играет социалистическая партия СИРИЗА под руководством Алексиса Ципраса. Он обещал избирателям радикально сменить курс в борьбе с жесточайшим экономическим кризисом и избавить Грецию от кабальной зависимости от международных кредиторов. Сегодня страна с 11-миллионным населением должна чудовищно много - 280 млрд долларов, 180% от годового валового внутреннего продукта. Крайний вариант, который обсуждают европейские политологи, - отказ Греции платить по долгам, возврат от евро к национальной валюте (греческой драхме), пересмотр внешней политики страны. Чем может обернуться такая «страшилка» для самой еврозоны?
В обмен на кредиты МВФ и власти Евросоюза заставили Грецию затянуть пояса, сократить социалку, поднять налоги, распродавать госимущество. В результате наметился даже экономический рост. Но доходов не хватает даже на оплату процентов, а народ стонет и не видит перспектив. «Экономика в руинах, - рассказал на пресс-конференции в Москве Филиппос Цалидис, директор афинского Института геополитических проблем. - Навязанный извне режим жесточайшей экономии привёл к тому, что официальных безработных 28%, уже половина населения живёт за чертой бедности, из 2,8 млн домохозяйств 2,3 млн имеют проблемы с выплатой своих долгов, 3,5 млн трудящихся должны содержать 4,7 млн безработных или неспособных работать». К слову, похожие проблемы, хоть и не такие острые, есть и в других южноевропейских странах - Испании, Португалии, Италии. От европейцев (например, немцев) можно даже услышать, что главная проблема - «южане» просто не хотят вкалывать: кто, мол, не знает про местную сиесту?
«Такие обвинения некорректны, вес южноевропейских стран в экономике ЕС достаточно велик, - сказала «АиФ» Людмила Бабынина, директор Центра политической интеграции Института Европы РАН. - Хотя структура экономик действительно разная. О выходе из Евросоюза вопрос в Греции никто даже не ставит. Отказ платить по долгам (А. Ципрас обещал избирателям, что будет договариваться об их частичном списании и отсрочке. - Ред.), конечно, станет проблемой для еврозоны, но не решит проблем страны. Поэтому будут договариваться, искать выход, подстёгивать экономику». Впрочем, сомнений по поводу греческого бунта не занимать даже евролидерам. Как заявил премьер Великобритании Д. Кэмерон, «греческие выборы усилили неопределённость в Европе».