Примерное время чтения: 5 минут
229

Бизнес в России порождает власть?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Девальвация рубля всё-таки неизбежна? 16/09/2009

Посмотрите, как сегодня, в условиях кризиса, российский бизнес хватается за папину штанину, пытаясь упросить власть дать им денег, забрать плохие активы. В общем - взять на ручки, прижать к себе.

Потому что власть и бизнес у нас (как когда-то народ и партия) по-прежнему едины. Почему? Правильно ли это? Хорошо ли это для простых граждан?

Нэп, срам и перестройка

В России бизнес у власти должен спрашивать разрешения на всё. Согласовывать каждый чих. Нести к праздничному столу каравай. Штопать дыры и прорехи в бюджете страны. Делить её - власти - расходы. Делить свои - бизнеса - доходы. Либералам моя точка зрения, скорее всего, не понравится, потому что они считают, что в обществе должна быть свобода, в том числе и свобода принимать решения в своей сфере бизнеса, и всем должен управлять единый для всех закон. Коммунистам -  потому что они уверены, что наш крупный бизнес «должен сидеть в тюрьме» вместе с коррумпированной властью. Наконец, не придётся этот вывод по нраву и самой власти, которая, желая выглядеть в глазах Запада европеизированной, всё время прикрывает «фиговым листком» свои подлинные отношения с бизнесом, полагая, что  это  срам.

Ничего подобного! Это не срам. В России бизнес (во всяком случае в прошлом и нынешнем веках) порождался исключительно властью, представляя собой её проект. Примеры тому - нэп, перестройка… То есть власть по отношению к бизнесу - папа и мама, а бизнес по отношению к власти - нерадивый сынок, которого ещё воспитывать и воспитывать. А почему так? Разве нельзя было выпустить частную инициативу на свободу и вручить ей под звон фанфар равные права, внятно объяснив при этом её обязанности? Думаю, нет.

Смысл и суть буржуазных революций конца XVIII века состояла в том, чтобы в прямом смысле отсечь существующей власти голову и навязать будущим элитам игру уже по новым, предложенным ими правилам. Необходимо было лишить власть родительских прав, ведь и она когда-то отняла их у католической церкви. К чему это привело? Что сделала Великая французская революция, на которую работали лучшие умы Франции - Руссо,  Монтескьё, Вольтер? Они придумали систему, при которой каждый, вне зависимости от того, к какому социальному  слою принадлежали его родители, мог стать избранным, богатым и свободным. И что самое главное - все эти нормы были созданы бизнесом (буржуазией) и предложены будущей власти, а не наоборот. Поэтому было бы глупо полагать, что в Европе, лишившей королей родительских прав, бизнес  что-то станет спрашивать у власти. Их диалог регулируют законы - налоговый, антимонопольный  и о лоббистской деятельности.

Бензин как диагноз

Конечно, и в Европе бизнес иногда обращается за помощью к властям. Особенно, когда ему нужно договариваться с такими странами, как Россия. Один из примеров: несколько лет назад судьбу пребывания в нашей стране французской компании Total (много лет качающей из наших недр чёрное золото. - Прим. ред.) решил телефонный разговор российского президента В. Путина и французского новобранца в политике Н. Саркози. Не самый низкий уровень власти задействован и в судьбах таких международных «валют», как газ, молоко, вино, и т. д.

Пока бизнес будет проектом власти, ему придётся и дальше по-сыновьи спрашивать разрешения и получать затрещины. Так будет происходить до тех пор, пока бизнес не поймёт, что его будущее - в его же руках, что это его задача - решить, хочет ли он сам наконец рождать системы государственных практик или так и будет стареть, не выходя из-за школьной парты.

Мы пока наблюдаем за происходящим, как за сюжетом телесериала. Хотя первые признаки общественного нездоровья уже начали мешать просмотру: обратите внимание на лихорадку бензиновых цен (во всём мире они падают, а у нас по-прежнему ползут вверх. - Прим. ред.). Это реакция больного организма на размножающуюся в нём инфекцию. Диагноз - монополизм. 

P. S. Поход очередного олигарха в Кремль - это всегда повод для слухов. Причём самых разных. Одни придумывают пиарщики, чтобы все думали, что компания, на которую они работают, вхожа в верха, а значит, защищена. Другие слухи возникают случайно: кто-то кого-то видел во властных коридорах - и дальше волна пересудов понеслась сама собой. Когда в свите первых лиц мелькают наши бизнесмены, их коллеги мучаются в догадках: почему этих взяли, а других - нет? Это что, новые любимчики? А те, старые, уже в опале? И на разгадку этих шарад бизнес тратит время и силы, которые могли бы пустить на развитие своего дела.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах