Семь пунктов от президента России
Российский лидер Владимир Путин выдвинул своей проект прекращения вооружённого противостояния на востоке Украины. Программа из семи пунктов, сразу получившая среди экспертов и журналистов название «мирный план Путина», была оглашена президентом России в Монголии, где российский лидер находился с официальным визитом.
План включает в себя семь пунктов. Первое — это прекратить активные наступательные операции вооружённых сил, вооружённых формирований ополчения юго-востока Украины на донецком и луганском направлениях.
Второе — отвести вооружённые подразделения силовых структур Украины на расстояние, исключающее возможность обстрела населённых пунктов артиллерией и всеми видами систем залпового огня.
Третье — предусмотреть осуществление полноценного и объективного международного контроля за соблюдением условий прекращения огня и мониторингом обстановки, создаваемой таким образом в зоне безопасности.
Четвертое — исключить применение боевой авиации против мирных граждан и населённых пунктов в зоне конфликта.
Пятое — организовать обмен насильственно удерживаемых лиц по формуле «всех на всех» без каких-либо предварительных условий.
Шестое — открыть гуманитарные коридоры для передвижения беженцев и доставки гуманитарных грузов в города и другие населённые пункты Донбасса — Донецкую и Луганскую области.
Cедьмое — обеспечить возможность направления в пострадавшие населённые пункты Донбасса ремонтных бригад для восстановления разрушенных объектов социальной и жизнеобеспечивающей инфраструктуры, оказание помощи им.
По мнению Путина, договорённости по прекращению огня между сторонами конфликта могут быть достигнуты 5 сентября на очередном заседании контактной группы с участием представителей властей в Киеве, юго-востока Украины, ОБСЕ и России в Минске. Свои мирные инициативы Путин успел обсудить с президентом Украины Петром Порошенко, и, по его словам, подходы двух политиков к разрешению ситуации во многом совпадают.
В ДНР не доверяют Порошенко
Ещё до обнародования мирных предложений Путина в Улан-Баторе пресс-служба президента Украины распространила сообщение о том, что в ходе телефонного разговора между президентами России и Украины достигнута договорённость о постоянном прекращении огня на Донбассе.
Такое заявление вызвало явное недоумение у представителей ДНР. Представители ополченцев указали на то, что им ни о каких договорённостях не известно, да и вести речь о перемирии, пока на территории Донбасса остаются каратели, не приходится.
Позднее сообщение пресс-службы Петра Порошенко прокомментировал пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, пояснивший, что президенты обсуждали пути урегулирования ситуации на Украине, однако речи о каких-либо договорённостях не было, поскольку Россия не является стороной конфликта.
В результате в сообщение на сайте президента Украины была внесена поправка — вместо договорённостей о «постоянном прекращении огня» теперь речь идёт о договорённостях о «режиме прекращения огня».
К вечеру 3 сентября представители ДНР сформулировали своё отношение к прекращению огня более чётко. Премьер-министр ДНР Александр Захарченко объявил, что силы ополчения готовы прекратить огонь в том случае, если на аналогичный шаг пойдут все вооружённые формирования, выступающие на стороне Киева. Помимо армии, это подразделения Национальной гвардии, так называемые батальоны территориальной обороны, а также отряды «Правого сектора». «Они уже не раз срывали намечавшиеся договорённости», — цитирует слова Захарченко ИТАР-ТАСС.
Скептическое отношение к заявлениям Порошенко со стороны представителей Новороссии можно понять. В конце июня Порошенко уже объявлял о прекращении огня на семь дней, которые были использованы Киевом для перегруппировки сил и начала генерального наступления на Донецк и Луганск. Сегодня объективно прекращение огня также более выгодно Киеву. Украинские подразделения понесли ряд серьёзных поражений и вынуждены оставлять города и поселки Донбасса. Потери в технике достигли такого уровня, что сегодня новобранцев сажают на БТР 1960-х и вооружают пулемётами 1930-х годов.
В этих условиях перемирие нужно Киеву как воздух, во избежание полной военной катастрофы.
Непримиримый Яценюк
Вторая проблема заключается в том, насколько вообще Петр Порошенко может обеспечить выполнение условий каких бы то ни было мирных соглашений. Если заставить армию зачехлить орудия он ещё в состоянии, то относительно других формирований, существующих на деньги олигархов, имеются серьёзные сомнения. Понятно, что ДНР и ЛНР не устроит «частичный мир», и поэтому президенту Украины предстоит искать рычаги воздействия на всевозможные «Азовы» и «Донбассы».
Прояснить ситуацию должны переговоры в Минске 5 сентября, а также в последующие дни, когда должно начаться выполнение договоренностей. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что «план, который предлагает президент Путин, не является догмой». Главное, на что он направлен, — это остановка боевых действий и начало серьёзных переговоров.
Политики, представляющие «партию войны», уже пытаются заработать баллы на критике «мирного плана Путина». Так, премьер-министр Украины Арсений Яценюк объявил: «Настоящий план Путина — это уничтожение Украины и восстановление СССР». «Лучший план для прекращения войны России против Украины состоит только из одного пункта: Россия убирает свою регулярную армию, наёмников и террористов с украинской территории. И тогда в Украине будет мир», — провозгласил Яценюк.
Ряд экспертов полагают, что «мирный план Путина» может упереться в непримиримость ополченцев, поскольку в нём не содержится требования полного вывода украинских войск с Донбасса.
Однако непримиримость ополченцев не идёт ни в какое сравнение с непримиримостью многих киевских политиков, действующих на фоне раскрученной украинскими СМИ антироссийской истерии.
Как «заморозить» войну
Не способствует достижению мира и позиция США, которые, кажется, настроены заставить воевать Киев до последнего украинца. «Мы считаем, что если президент Путин готов прекратить финансировать, вооружать и обучать сепаратистов, вывести российские войска с Украины, то эти цели готовы были бы поддержать не только мы, но и, конечно, украинцы. Но план президента Путина это не предусматривает. На данный момент остаётся много работы, которая должна быть сделана. У президента Путина много слов, которые не подкреплены действиями», — цитирует РИА «Новости» заявление официального представителя Госдепартамента США Дженнифер Псаки по поводу «мирного плана Путина».
Наиболее откровенно о мотивах, заставляющих ещё недавно чрезвычайно воинственно настроенного Петра Порошенко соглашаться с предложениями Путина, рассказал в интервью телеканалу «Украина» советник президента Украины Сергей Куницын.
«У нас страна обескровлена и материально, и финансово, ослаблена армия. Понятно, что этот конфликт будет в определённой степени замороженным, но у нас нет другого выхода, стране нужна передышка», — сказал Куницын.
Разумеется, «замороженный» конфликт не перестаёт оставаться конфликтом. Он подобен спящему вулкану, который может проснуться в любой момент.
Впрочем, на сегодня остаётся под вопросом сама возможность его «замораживания». И если Москва, пусть и не без труда, но может заставить ДНР и ЛНР пойти на уступки, то относительно способностей Петра Порошенко усмирить спущенных с поводка головорезов из карательных батальонов остаются сомнения.