Первый президент Украины Леонид Кравчук, который в этом году отметил свой 80-летний юбилей, с давних пор имеет у себя на родине репутацию «хитрого лиса». Свою политическую карьеру Кравчук начал в 1960 году, когда устроился работать консультантом-методистом в Дом политпросвещения. За следующие 7 лет он поднялся по партийной лестнице до заведующего отделом агитации и пропаганды Коммунистической партии Украины (КПУ).
Накануне распада СССР, в 1990 году, политическая карьера Кравчука достигает своего пика: он становится членом Политбюро ЦК КПУ и председателем Верховного Совета УССР. Но уже в августе 1991-го, сразу же после путча ГКЧП, Кравчук покидает ряды коммунистической партии и баллотируется на пост президента Украины как беспартийный. Во время предвыборной кампании он позиционировал себя как «батьку незалэжности» и одержал победу, набрав 61,6 % голосов.
Выборы прошли 1 декабря 1991 года, а уже через неделю, 8 декабря, Кравчук вместе с Борисом Ельциным и Станиславом Шушкевичем подписал Беловежское соглашение о прекращении существования СССР. Спустя годы Кравчук, казалось бы, радикально переосмысливает свой поступок и в своем покаянии поднимается почти до христианской максимы. Сразу же после событий «оранжевой» революции 2004 года Кравчук заявил: если бы он знал, что будет происходить на Украине впоследствии, то скорее бы дал отрубить себе руку, чем подписал Беловежское соглашение. Однако уже в 2010 году он становится доверенным лицом Юлии Тимошенко и говорит прямо противоположное: он никогда не сожалел о подписании беловежского документа.
Сожалел или не сожалел, но документ был подписан и программа «незалэжности» реализована. Обратной её стороной в начале 1990-х стало резкое ухудшение экономического состояния страны. Переизбраться на второй срок Кравчук уже не смог: граждане отдали свои голоса за Леонида Кучму, который шёл на выборы под лозунгом максимального сближения с Россией.
В 1994 году бывший президент становится депутатом Верховной Рады. Его политическая карьера с этого момента идёт на спад. Кравчук участвует в работе парламента до тех пор, пока возглавляемый им политический блок не проигрывает на выборах 2006 года, набрав меньше 3 % голосов. Возможно, причиной поражения стало то, что осторожный Кравчук (несмотря на желание «отрубить себе руку») так и не обозначил чётко свою позицию, с кем он: с «западенцами» или с востоком? Между тем, в политическом поле Украины шла поляризация: лидеров «оранжевой» революции жёстко критиковала «Партия регионов» во главе с Януковичем. Основные политические ниши были заняты, и Кравчук на время выбирает позицию над схваткой.
Когда в 2010 году он всё же решился поддержать Тимошенко, на него обрушился шквал критики. Кравчука называли перебежчиком и обвиняли в продажности. Владимир Литвин, бывший на тот момент председателем Верховной Рады, назвал Кравчука «патентованной профессиональной политической проституткой», которая «предала всех и всё, что только можно предать в нашей жизни». Он посоветовал Кравчуку «молчать и молить у Бога прощения» за свои измены.
Сейчас Кравчук живёт в элитном районе Конча-Заспа на юго-востоке Киева. Там располагаются государственные дачи крупных украинских чиновников. Кравчук, однако, отрицает, что по-прежнему пользуется резиденцией за госсчёт. По его словам, он проживает в Конча-Заспе в собственном доме. В отличие от Виктора Ющенко и Леонида Кучмы, которые после ухода с поста президента, как утверждает Кравчук, так и не покинули своих государственных резиденций.
Что касается актуальных политических взглядов Кравчука, то здесь всё по-прежнему сложно. В 2012 году он, например, говорил, что выступает категорически против федерализации, а в феврале 2014 года уже заявил, что относится к ней «спокойно» и что «ничего опасного в ней нет». По самым последним данным, Кравчук настроен резко критически по отношению к России. В интервью украинским СМИ он называет внешнюю политику Москвы политикой «шовинистического национализма».
Действия украинской власти Кравчук в целом одобряет. «И Порошенко, и Турчинов, и Яценюк, которые тоже допускают ошибки, делают те шаги, которые соответствуют интересам Украины, — заявил он на днях украинскому порталу gordonua.com. — Можно победить армию, но ещё не родился тот, кто может победить народ. Сегодня воюет Украина, которую мы, формируя батальоны и на западе, и на востоке, сумели за короткий период поднять. А это значит, что нас не победить!».