В Вильнюсе завершился саммит «Восточное партнёрство», на который были приглашены 6 стран, расположенных к востоку от Евросоюза. России в их числе не было. Более того, когда Украина предложила привлечь к переговорам об ассоциации с ЕС нашу страну, западные партнёры выразили недовольство. АиФ.ru спросил у экспертов, зачем Евросоюзу понадобились Украина, Молдавия, Азербайджан, Армения, Грузия и Белоруссия и удалось ли организаторам саммита достигнуть своих целей.
Создать цепь сателлитов
«С одной стороны, Евросоюзу нужно создать вокруг себя цепь государств, которые будут для него рынком сбыта, — говорит заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. — С другой стороны, это желание ослабить Россию, которая пытается сформировать своё экономическое пространство». Эксперт отметил, что Европа стремится также вовлечь восточные страны в политическую зависимость через систему грантов.
«Я видел текст соглашения об ассоциации с Украиной, — говорит профессор кафедры «Внешнеполитической деятельности России» Российской академии народного хозяйства Александр Михайленко. — Статья о зоне свободной торговли, о которой только и говорят, стоит там на третьем месте». Первые два места, по его словам, занимают статьи о том, что Украина должна разделять европейские ценности и подтягивать свою правовую систему к европейским стандартам».
«Там прямо говорится: для того чтобы сотрудничать с ЕС, восточные страны должны дать сексуальным меньшинствам такую же степень свободы, как в Европе. Это одно из требований», — подчёркивает Жарихин, также знакомый с текстом договора.
Полный провал?
Что касается итогов саммита, то Жарихин считает, что он «полностью провалился»: договоры, на которые особенно рассчитывал Евросоюз, подписаны не были. Михайленко не столь категоричен. «Они подписали документы с Грузией и Молдавией, это всё же хоть какой-то результат, — говорит он. — Хотя как минимум два мероприятия саммита не удались: это согласование текста договора с Арменией и подписание соглашения с Украиной». Заморозка интеграции с Украиной, по мнению Михайленко, самая большая неудача саммита. Запланированное с Украиной соглашение, отмечает он, было беспрецедентным для стран-неучастниц ЕС, оно было наиболее глубоким и продвинутым.
По словам Михайленко, для Евросоюза это соглашение было очень важным на фоне последних событий. «Исландия недавно прекратила переговоры о членстве в ЕС, Великобритания тоже собирается ставить вопрос о выходе из ЕС, есть проблемы и с южными странами, — напоминает эксперт. — Ассоциация с Украиной, учитывая численность её населения, сегодня была бы весомым аргументом в пользу ЕС в устах западных лидеров, занимающихся европейским строительством».
Отказ Армении, считает Михайленко, более объясним и ожидаем: она является нашим наиболее близким стратегическим партнёром в Закавказье. Кроме того, эксперт призвал не переоценивать успех переговоров с Грузией: с Украиной текст договора тоже был согласован полтора года назад, но пока это ни к чему не привело.
Жарихин считает «Восточное партнёрство» проектом антироссийским и заранее обречённым на провал: «Создавать на постсоветском пространстве долгосрочный проект в пику России и рассчитывать на его успех — это удел польских романтиков, которые мечтают отомстить за всё, что было в XVIII, XIX, а то и XX веке».