Итогом того, январского скандала с перекрытием газовых вентилей стали не только выстраданные договорённости с Украиной о поставках и транзите топлива. Возродилась и идея газотранспортного консорциума из российских, украинских и западных энергокомпаний. Якобы это была одна из договорённостей с Ю. Тимошенко. Идею поддержало и европейское правительство - Еврокомиссия.
Мина под рынок
Но в начале прошлой недели выяснилось, что Россию из консорциума вычеркнули. Еврочиновники подписали с Украиной сепаратную декларацию: Украина должна реформировать свой «Нафтогаз», открыть трубу для всех желающих и дать возможность Европе покупать российский газ ещё на границе России и Украины. В ответ Киеву обещана помощь в получении 2,5 млрд. долл. на модернизацию ветшающих труб.
Казалось бы, если кто-то берётся сделать «евроремонт» украинской трубы, то и слава богу. Однако реакция Москвы была необычайно резкой. Отложены назначенные было на текущую неделю переговоры В. Путина и Ю. Тимошенко. По их итогам, кстати, ожидалось решение о предоставлении Киеву кредита в 5 млрд. долл. и соглашение о списании многомиллионного штрафа. Он причитается «Газпрому» с «Нафтогаза» за то, что Украина не выбрала в начале года весь заказанный газ.
Обида Москвы понятна: впервые власти Евросоюза так демонстративно проигнорировали Россию, обсуждая поставки её же газа. Впервые в Европе речь зашла и о разрыве долгосрочных газовых контрактов. С «Нафтогазом» они заключены до 2019 года, с некоторыми европейскими компаниями - до 2043 г. Только под гарантированные на годы вперёд сбыт и прибыль «Газпром» может искать и разрабатывать новые месторождения топлива. То есть брюссельская декларация закладывает мину под весь энергетический рынок.
Москва негодует
Сама Украина, кстати, - крупнейший потребитель российского газа. По её трубам идёт и 80% поставок российского топлива в Европу. В Москве негодуют, что уже в ближайшее время под видом ремонта украинских труб «Газпрому» могут начать диктовать, куда, когда и сколько поставлять газа. Голубая мечта еврочиновников - разделение «Газпрома» и, по сути, контроль над использованием российских трубопроводов с целью свободного доступа к центральноазиатским месторождениям.
По мнению некоторых экспертов, в договорённостях заложен и ещё один серьёзный раздражитель для Москвы. Ю. Тимошенко заявила, что за 5,5 млрд. долларов она сможет увеличить пропускную способность украинских транзитных труб почти на 60 млрд. кубометров - со 120 до 180 млрд. кубов в год. А это уже прямая конкуренция для маршрутов, которые прокладывает «Газпром»: «Южный поток» (мощностью до 47 млрд. кубов и общей стоимостью около 20 млрд. евро) и «Северный поток» (мощностью до 55 млрд. кубов и стоимостью около 10 млрд. долл.). Впрочем, отказываться от этих маршрутов в «Газпроме» не намерены: прокладывать новые трубы по морю всё равно выгоднее, чем платить «мзду» транзитным странам. По прогнозам, экспорт газа в Европу из России с нынешних 160 млрд. к 2015 году вырастет до 200 млрд. кубометров. Когда заработают «потоки», особой нужды в повышении пропускной способности украинской трубы у «Газпрома» просто не будет.