Евросоюз подбирается все ближе к российским замороженным активам, которых в Европе обездвижено на примерно 210 млрд евро, из них более 180 (по другим оценкам около 190 млрд) находятся в бельгийском депозитарии Euroclear. Эти активы предполагается, по сути, конфисковать и использовать в качестве залога для кредита Украине. Чаще всего называют сумму в 140-165 млрд евро. По расчетам еврокомиссаров, этих средств должно хватить Киеву для покрытия военных и прочих бюджетных расходов как минимум на два года военных действий. При этом говорится, что Украина должна будет погасить этот кредит только тогда, когда и если Россия выплатит ей репарации. Что, как мы понимаем, вряд ли произойдет.
Поскольку Еврокомиссия намерена продавить это решение на саммите ЕС 18-19 декабря не консенсусом, а квалифицированным большинством (65 % голосов или 15 стран из 27 должны проголосовать за), то вероятность его принятия довольно высока. Пока публично против такой «кражи со взломом» выступили сама Бельгия, а также Болгария, Италия, Мальта и Чехия. Даже если к диссидентам присоединяться Венгрия и Словакия, этого пока недостаточно для блокировки решения. Чем ответит Москва?
Для начала Центробанк (поскольку речь идет о суверенных активах РФ, то он формально и главный пострадавший) подал иск в Арбитражный суд Москвы о взыскании с бельгийского депозитария 18,1 трлн руб. за «незаконные действия» с российскими активами. В иске указано, что депозитарий причинил российскому регулятору ущерб, ограничив возможность распоряжаться денежными средствами и ценными бумагами. «Сумма ущерба складывается из суммы заблокированных средств Банка России и стоимости заблокированных ценных бумаг и упущенной выгоды»,— обосновали иск в ЦБ. У Euroclear ранее обнаружилось в нашей стране активов на 16 млрд евро, каковых, во-первых, недостаточно для полной компенсации, во-вторых, Euroclear, скорее всего, сам себе «компенсирует» потери в случае соответствующего решения российского суда из российских же активов.
Впрочем, Россия, скорее всего, будет после решения суда в пользу ЦБ (а тут сомнений нет никаких) требовать ареста активов Euroclear во всех других юрисдикциях. Это — на годы. Скорее всего, ЦБ не остановится на иске только в российский суд, а пойдет и в международные суды и арбитражи с последующим приведением в исполнение актов таких судов в государствах — членах ООН. В случае прекращения военных действий на Украине такие иски получат более благоприятную перспективу. Однако легкого возврата российских активов ждать в любом случае не стоит хотя бы потому, что вся эта проблема в высокой степени политизирована, и надеяться на решение в пользу России в международных судах заранее не стоит.
Теоретически, есть другой путь. В ответ на конфискацию активов ЦБ конфисковать активы европейского бизнеса в России. Баш на баш, так сказать. Хотя не совсем. Дело в том, что в ЕС речь идет о конфискации суверенных активов РФ, но (пока) не частных (даже попавших под персональные санкции). Тогда как именно суверенных активов европейских стран в России ничтожно мало. Получается, что под угрозу конфискации подпадут активы частного бизнеса и физлиц? Которые инвестировали в нашу страну и даже после начала СВО не ушли отсюда (хотя некоторые не ушли потому, что условия выхода и продажи бизнеса заведомо невыгодные и предполагают огромный дисконт, но другие остались вполне сознательно). И когда говорят, что ЕС своими конфискационными действиями сам же себе нанесет огромный репутационный ущерб, насторожив (мягко говоря) инвесторов из третьих стран и снизив инвестиционную привлекательность Европы, то аналогичные оговорки вполне хотя бы отчасти допустимы и в отношении предполагаемых конфискационных действий России в отношении частных инвесторов. Это на годы испортит инвестиционный климат в нашей стране. С другой стороны, как-то же надо ответить на грабительские меры европейцев. Вопрос совсем непростой. О каких суммах может идти речь?
До начала СВО Европа выступала в роли крупнейшего инвестора в экономику России. Из 15 крупнейших инвесторов на европейские юрисдикции приходилось 12. На конец 2021 года объем накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из Европы в Россию составлял 323 млрд долл. (64 % объема всех ПИИ). Но есть нюанс! Основная часть формально европейских инвестиций в Россию приходилась на «офшоры», и по сути являлись российскими по происхождению капиталами. Достаточно сказать, что на Кипр пришлось более 158 млрд долл. (третья часть от всех ПИИ), на Бермуды 42,4 млрд долл. (почти 9 %); на Нидерланды (более 8 %, это одно из важных направлений для российских капиталов) почти 40 млрд; на Британию 38,9 млрд (8 %), на Францию 23,4 млрд (более 4 %) и так далее. Таким образом, угроза конфискации европейского бизнеса больше всего может ударить по российским бенефициарам европейских офшоров. Реальные долгосрочные именно европейские вложения из этих экономик ЕС были гораздо скромнее.
Впрочем, и на сей счет есть правовой прецедент. Согласно еще прошлогоднему указу президента России, российские суды получили право использовать американское имущество в России для компенсации ущерба от изъятия российских активов в США. Речь в указе, подчеркнем, о находящемся на территории России движимом и недвижимом имуществе как самих США, так и американских компаний и даже частных граждан, а также принадлежащих им ценных бумагах, долях в уставных капиталах российских компаний и других имущественных правах США и американцев в России. Кстати, после этого указа в Америке стали все же менее агрессивны разговоры о конфискации российских замороженных суверенных активов (там их на «скромные» 5 млрд долл.) И еще. В упомянутом указе в качестве потенциальных объектов для компенсации обозначены еще и лица, «связанные с США или находящиеся под контролем США». Если это юрлицо, то обычно таковым «подконтрольным» считается такое, где указанные граждане/организация вправе распоряжаться более чем 50 процентами голосов в высшем органе управления. А вот понятие «нахождения под иностранным влиянием» есть в законе об «иноагентах», оно весьма расплывчато, есть возможность самого широкого толкования.
Так или иначе, но сейчас Россия и Евросоюз оказались на грани «экономической войны без правил». И, справедливости ради, стоит отметить, что эту войну (именно в части «без правил») все же не мы первые собираемся начать.