Экс-губернатор Кемеровской области Аман Тулеев будет получать ежемесячно 50 тыс. рублей как «народный губернатор» и сохранит за собой загородную резиденцию. Впрочем, он вовсе не собирается отсиживаться там на почетной пенсии. Тулеев уже получил депутатский мандат в областном парламенте, а следом председатель Совета народных депутатов Кемеровской области Алексей Синицын досрочно подал в отставку, чтобы депутаты могли выбрать новым главой облсовета экс-губернатора.
О том, почему отставные губернаторы остаются в обойме, сохраняя за собой всевозможные привилегии, АиФ.ru поговорил с руководителем Центра экономических и политических реформ Николаем Мироновым.
— Почему даже немолодые и не очень здоровые чиновники так тяжело расстаются с должностями?
— Если брать того же Тулеева, то за 21 год своего губернаторства он, конечно, привык к особому статусу, расставаться с ним было бы тяжело. Неслучайно он практически сразу после отставки получил депутатский мандат в областном заксобрании, ради него это место освободил другой депутат. Сейчас рассматривается вопрос, быть Тулееву спикером, или он пойдет в Совет Федерации. Тут же возникает вопрос, что ему сложно летать в Москву по состоянию здоровья, но пост всё равно какой-то дать надо... Изначально это логика привилегированного поведения. У нас когда простой человек выходит на пенсию и прекращает работать, никто не сохраняет за ним кабинет, служебный автомобиль или компьютер. Он просто начинает получать пенсию в 9-10 тысяч. Но в отношении статусного чиновника все совершенно иначе: тяжело будет летать на заседания в Москву — ну давайте посмотрим, что еще можно ему предложить, человек-то заслуженный.
На самом деле, это не такое редкое явление и касается эта история не только Кемерова. У нас все губернаторы, если они после отставки не отправляются в СИЗО, стараются перескочить в кресло сенатора или депутата ГД. При этом они там как правило совершенно бесполезны, потому что такой депутат обычно просто отсиживает и голосует. Однажды я пришел в Госдуму к бывшему губернатору, когда он там заседал в прошлом созыве. Он сидел за пустым столом и чинил карандаши...
— Нередко бывшие губернаторы переходят в коммерческие структуры — замами по связям с госструктурами. Они реально решают вопросы или это тоже такой вариант «золотого парашюта»?
— Ну, если человек работал на эту структуру или был связан, оказывал ей услуги, то, конечно, его с удовольствием возьмут. Тем более, что у бывших губернаторов всегда имеются хорошие связи и в правительстве, и в министерствах, и в крупных корпорациях. Бывают и зарубежные контакты. За время пребывания во главе региона чиновники, безусловно, такие связи нарабатывают.
— Дорого ли обходится налогоплательщикам подобное трудоустройство экс-начальника?
— В принципе, всё равно это место в федеральном или региональном парламенте существует, в бюджете заложены средства на содержание депутата или сенатора. И с материальной точки зрения новое назначение экс-губернатора дополнительных расходов не потребует. А вот льготы, которые заранее обеспечивают себе разного рода «народные губернаторы» — они, конечно, финансируются за народный счёт.
Вообще, само по себе звание «народного губернатора» — это что-то из практики восточных народов. На мой взгляд, в демократической системе такая должность — абсолютный нонсенс. В федеральном законе 1999 г. об устройстве региональных органов власти не предусмотрены подобные посты. Согласно закону, если прекратились полномочия, всё — до свидания...
— Но почему-то некоторым позволяют, несмотря на все законодательные противоречия, иметь такие привилегии.
— Это те самые привилегии, с которыми мы так активно боролись в 80-е. Только раньше номенклатура была строго централизованной, всё это контролировалось сверху. А сейчас многие губернаторы просто сами себе устанавливают почести. Федеральный центр формально никакого отношения к этим «плюшкам» не имеет.
— А как быть с тем, что ещё в 2015 году законодательно запретили так называемые «золотые парашюты», когда ОНФ поднял волну?
— Там речь шла только о выплате нескольких окладов при увольнении. То есть губернатор или депутаты, уходя, получали очень солидные суммы, как топ-менеджеры в госкорпорациях. И против этих выплат многие тогда активно выступали. Но, как мы видим, находится много способов этот закон обойти. Необходимо принимать в него поправки, чтобы деньги налогоплательщиков не уходили на содержание бывших начальников. В конце концов, хочется вам почестей — берите! Даже кабинет можете себе выделить после отставки. Но всё, что влечет за собой дополнительные материальные траты — повышенная пенсия, охрана, водитель и т.д., — всё это народ должен как минимум санкционировать и подтвердить, готов ли он из своих налогов кого-то содержать. Например, подобный вопрос можно вынести на региональный референдум.