Как развивается Ставрополье сегодня, какие у него экономические потенциалы и что является приоритетом в развитии региона — такие вопросы волнуют многих. Тем более что сегодня в крае действует довольно много разнообразных стимулирующих программы, позволяющих добиваться хороших показателей и результатов. О том, какие перспективы у Ставрополья сегодня, рассказал губернатор региона на пресс-конференции в Москве.
Экспортный вопрос
Ставрополье активно наращивает свой экспортный потенциал сегодня, отметил губернатор края Владимир Владимиров. В регионе продолжается работа над реализацией национального проекта «Международная кооперация и экспорт», который призван помочь занять свою нишу на рынке качественным ставропольским товарам.
— К 2024 году Ставропольский край должен увеличить объём своего экспорта в промышленности и сельском хозяйстве до 2,5 миллиарда долларов. При этом, объём экспорта ставропольской сельскохозяйственной продукции должен составлять 1,1 миллиарда, а промышленной — 1,4 миллиарда долларов, — отмечает Владимир Владимиров.
Уже определены 9 промышленных предприятий края для наращивания экспортного потенциала сегодня реализуют программы повышения конкурентоспособности. Это такие предприятия, как «ВЭЛАН», «Основа безопасности», «Алмаз Удобрения», «Арнест», «Аэробалл», «Евродом», «Тайфун-Инновация», «Шоколенд», «МОК». В перспективе список может быть расширен.
В числе приоритетных экспортных направлений в АПК региона Владимир Владимиров назвал увеличение производства мяса птицы, развитие программы орошения для роста объёмов производимых овощей, садоводство, выращивание хлопка, производство зерна.
Ещё одним стратегическим направлением в сельском хозяйстве глава края выделяет производство мяса баранины. Соответствующий проект в настоящее время реализуется на Ставрополье совместно с группой компаний «Дамате».
— Сегодня с разных континентов мира на территорию Ставропольского края завезено маточного поголовье новых пород. Рассчитываем выращивать лучшие мясные породы в Российской Федерации. У нас задача — победить на рынке, а победить можно только самой качественной продукцией. Участие в программах экспорта помогает нам этого добиваться, — подчеркивает губернатор.
Стоит отметить, что сегодня Ставропольский край — главный регион-экспортёр на Северном Кавказе. Доля Ставрополья в товарообороте среди субъектов СКФО является преобладающей, составляя 77,5% стоимостных объёмов. Всего с начала 2019 года внешнеторговый оборот Ставрополья составил 1,2 миллиарда долларов. Это на 1,6% больше, чем в прошлом году. Наибольший товарооборот — с такими странами как Китай, Азербайджан, США, и Беларусь.
Транспортный вопрос
Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры предусмотрена реконструкция аэропортового комплекса в Ставрополе. В числе работ запланирована реконструкция взлетно-посадочной полосы, перрона и рулежных дорожек. Общий объём финансирования из федерального бюджета в 2020-2022 гг. — более 1,7 миллиарда рублей.
Второй этап реконструкции аэропортового комплекса в Минеральных Водах включает реконструкцию искусственных покрытий перрона с финансированием около 1 миллиарда рублей и рулёжных дорожек.
— В целом, это позволит увеличить пропускную способность аэропортов края, даст рост пассажиропотока, расширит географии полётов, а также позволит привлечь новых перевозчиков, таких, как «Победа», снизить стоимость авиабилетов, — отмечает Владимир Владимиров.
Глава края также говорит и о планах развития дорожной отрасли края. В 2020 году дорожный фонд Ставрополья составит более 9,5 млрд рублей. На ремонт и содержание, а также на капитальный ремонт региональных автодорог в 2020 году планируется направить более 5,5 млрд рублей, а на строительство и реконструкцию — более 780 млн рублей. При этом, более 2 млрд рублей будет направлено муниципальным образованиям на приведение дорог в нормативное состояние.
Сегодня на территории края расположено 2 аэропортовых комплекса — «Международный аэропорт Ставрополь» имени Александра Суворова и «Международный аэропорт Минеральные Воды» имени Михаила Лермонтова.
Минераловодский аэропорт является ключевым и самым динамично развивающимся в СКФО. Пассажиропоток за прошлый год здесь составил 2,4 миллиона человек, за 9 месяцев 2019 года — 1,9 миллиона человек. Аэропорт обслуживает 10 международных и 20 межрегиональных направлений воздушных перевозок.
Международный аэропорт Ставрополь сейчас обслуживает 4 межрегиональных направления. Пассажиропоток за 2018 год составил 392 тысячи человек, за 9 месяцев 2019 года — 316 тысяч человек.
Курортный вопрос
На протяжении шести лет ставропольские курорты показывают постоянный рост туристического потока. В этом году, ожидаем увеличения числа гостей ещё до 12 процентов, — отметил глава Ставрополья.
В первую очередь, совершенствуется курортная инфраструктура. На эти цели направляются средства курортного сбора, действующего в городах Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск уже второй год. Планом на 2019 год предусмотрено собрать около 260 миллионов рублей. При этом в казну уже поступило 240 миллионов рублей, что позволяет перевыполнить плановые показатели.
— Эксперимент по курортному сбору имеет огромный положительный эффект, в его рамках на Кавминводах уже построено и благоустроено 11 объектов. Мы приняли решение, что со следующего года 20 процентов от суммы курортного сбора будем направлять на их содержание, — говорит глава Ставрополья.
Также Владимир Владимиров называет важным направлением ремонт и модернизацию существующих санаториев. По словам главы края, для эффективности этой работы требуется на федеральном уровне государственная поддержка инвестиционных проектов, реализуемых в курортной отрасли. По оценке губернатора, общая потребность в средствах по данному направлению может составить от 11 до 14 миллиардов рублей.
Востребована и реализация крупных проектов по развитию инженерной инфраструктуры региона КМВ. Ещё одним механизмом повышения привлекательности ставропольских курортов Владимир Владимиров назвал проведение широкомасштабных событийных мероприятий.
Вопрос экологической безопасности
Один из вопросов, который многих волнует в связи со Ставропольем — это экологическая безопасность. Так, например, беспокойство сегодня вызывает защита экологических прав граждан при начале строительства нитроцеллюлозного завода при Лермонтове. Пока такой стройки и даже ее проектирования нет, так что вопрос остается гипотетическим. Но при этом вопрос необходимости возведения производственного объекта в Лермонтове остается открытым, т.к. это необходимо для устойчивого развития города.
— Лермонтов исторически сформировался, как город с большим инженерным потенциалом. Здесь живут люди, у которых есть соответствующий опыт и компетенции. При этом главная проблема города сегодня — это отсутствие рабочих мест, — говорит глава края.
Он подчеркивает, что завод по производству нитроцеллюлозы позволит создать связь промышленной кооперации с действующим в городе гидрометаллургическим заводом.
— Гидрометаллургический завод имеет сопутствующие продукты, которые позволяют открыть нитроцеллюлозное производство, объём инвестиций в которое может составить до 7 миллиардов рублей. Это будущие зарплаты горожан, вложения в город, в развитие его экономического потенциала. Но я хочу подчеркнуть, что ни один завод не будет построен без проведения экологической экспертизы и общественного обсуждения. И если люди решат, что такой завод им не нужен, если экологическая экспертиза выявит серьёзные ограничения, никто не будет идти против этого решения, — отмечает Владимир Владимиров.