Патрульный корабль «Василий Быков», который осуществляет контроль судоходства в запрещенной зоне, был вынужден открыть предупредительный огонь по ходу сухогруза «Сукра Окан», который следовал в украинский порт Измаил.
Предупредительные выстрелы по ходу движения
Как здесь оказалось судно под флагом Палау, островного государства в Океании, население которого составляет 20 тысяч человек, не совсем понятно, но ему пришлось подчиниться требованию остановки для досмотра.
Понятно, что флаг Палау это лишь прикрытие, и даже идентифицировать его принадлежность было достаточно сложно. Сухогруз российский корабль был обязан остановить для досмотра не по принадлежности, а по перевозимому грузу. Капитан «Сухра Окан» требование об остановке проигнорировал и продолжил движение. Реакция последовала незамедлительно — «Василий Быков» выполнил предупредительные выстрелы по курсу движения сухогруза. Заставив его лечь в дрейф, на судно была отправлена досмотровая группа с российского корабля на вертолете Ка-29.
«Козел-провокатор» не сработал
Результат был в такой ситуации достаточно неожиданным — ничего запрещенного на борту судна обнаружено не было. После досмотра «Сухра Окан» продолжил движение, избежав ареста и доставки в ближайший российский порт для более тщательного досмотра. Тогда зачем была предпринята попытка неповиновения? Тем более что российский корабль продемонстрировал готовность к более решительным действиям, вплоть до потопления.
«Есть такое выражение, как “проверка на вшивость”, вот его сейчас и попытались проверить в готовности наших кораблей уничтожить мирный сухогруз, — рассказал aif.ru военный эксперт капитан 1 ранга Василий Дандыкин. — Это провокация чистой воды, когда засылается такой “козел-провокатор”, с пустыми трюмами, с непонятной принадлежностью. Его уничтожение из-за не выполнения законных требований об остановке для досмотра должно было вызвать громкий международный резонанс. Мол, русские топят мирные суда, как средневековые флибустьеры.
Наши сработали грамотно. Дали предупреждение, потом с применением вертолета высадили досмотровую группу. И, что совсем не вписывалось в планы провокации, судно отпустили — нет нарушений, значит, нет проблем. Никакие нормы международного судоходства не нарушены.
И здесь нужно обратить внимание, что сейчас в этом районе Черного моря “пасутся” сразу несколько самолетов-разведчиков стран НАТО. Среди них и Boeing E-Sentry, и Lockheed Aries радиолокационной разведки, и легкий разведчик Bombardier Challenger. Понятно, что их присутствие связано с координацией ударов по Крыму, в том числе по Керченскому мосту. Одновременно они должны зафиксировать удары российского флота по сухогрузам. На эту откровенную провокацию наши моряки не поддались и сработали максимально грамотно и эффективно».