Примерное время чтения: 6 минут
4945

К выходу в море готовы. Как Патрушев разбирался с проблемами судостроения

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. Роли, сыгранные Леонидом Куравлёвым, актуальны и в наши дни 02/02/2022
Виктор Толочко / РИА Новости

Нужно сделать так, чтобы российскую рыбу ловили на российских судах. Этот тезис не раз звучал во время рабочей поездки Николая Патрушева в Петрозаводск и Санкт-Петербург. В Карелии секретарь Совета безопасности РФ принял участие в закладке новой цифровой верфи, а в Петербурге — провел совещание по вопросам подготовки инженерных кадров для судостроения, кораблестроения и специалистов для ВМФ России. 

Цифровая верфь и комфортабельные суда для рыбаков

«Еще недавно, готовясь к празднованию столетия Республики Карелия, мы решали вопрос о возобновлении работы Онежского судостроительно-судоремонтного завода, а сегодня переходим к его модернизации, созданию принципиально нового современного предприятия», — сказал на торжественной церемонии закладки новой верфи в Петрозаводске секретарь Совбеза Николай Патрушев.

27 января Патрушев прилетел в Петрозаводск, где посетил Онежский судостроительно-судоремонтный завод. На заводе создадут новое автоматизированное цифровое производство, которое будет управляться интеллектуальными системами в режиме реального времени. Благодаря модернизации вырастет количество судов, которые здесь можно будет строить (с трех до десяти ежегодно). Проект «Цифровая верфь» — первый такой опыт в отечественном судостроении.

Совсем недавно Онежский судостроительно-судоремонтный завод, крупнейшая судостроительная верфь на Онежском и Ладожском озерах, не то что не думал о модернизации, а находился буквально на грани гибели. В 2012 году из-за банкротства предприятия производство остановилось. «У нас здесь было 20 человек, которые помогали сохранить имущество, и бегала стая бездомных собак», — вспоминал  директор завода Владимир Майзус.

Сегодня же на заводе, благодаря работе госкомиссии по подготовке к празднованию столетия Карелии, которую возглавлял Патрушев, работает более 500 человек. После модернизации количество рабочих мест вырастет более чем в два раза, отметил секретарь Совбеза. 

Верфь уже выполняет сложнейшие заказы. 27 января на воду был спущен головной корабль из серии в составе 7 краболовов для крупнейшей дальневосточной крабопромысловой компании «Русский краб». Суда выйдут на промысел в Тихом океане.

Проект во многом уникальный, в России обычно не строят специализированные суда для ловли краба. Для этого приспосабливают старые рыболовецкие суда. Завод в сотрудничестве с крабопромысловой компанией разработал инновационный проект, который призван решить сразу несколько задач, в том числе обеспечить экологичность вылова краба, а также существенно повысить комфортабельность работы для рыбаков. «Морозы до 20 градусов, волны до 5 метров — людям порой приходится работать в адских условиях. Поэтому наша задача — сделать комфортабельные и безопасные суда», — отметил председатель Совета директоров компании «Русский краб» Глеб Франк.

Сейчас Россия тратит на развитие своего промыслового флота 250 млрд руб. Выделенные деньги идут в том числе на возрождение мелких верфей по всей стране, что, в свою очередь, дает людям из небольших городов работу и возможность обеспечивать свои семьи. Главная задача — чтобы российскую рыбу ловили на российских судах, подчеркнули на открытии верфи в Петрозаводске.

Руководство Карелии поблагодарило Николая Патрушева за помощь в модернизации завода. Секретарю Совбеза даже вручили высшую награду Карелии: орден «Сампо». «Сложно представить более подходящее место, более подходящий момент для вручения ордена. Вы много сделали для республики, огромная вам благодарность от всех жителей Карелии за президентское кадетское училище, за федеральное училище олимпийского резерва в Кондопоге, за школы и медицинские учреждения, за дороги и за аэропорт Петрозаводск, за музей Карельского фронта», — отметил глава республики Артур Парфенчиков.

Поблагодарив за орден, Патрушев отметил, что эта работа будет продолжена: «Мы еще не закончили все объекты, которые контролируем».

Кадры — прежде всего

28 января в Петербурге, в легендарной «Корабелке» (Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете), состоялось совещание по вопросам подготовки инженерных кадров для судостроения и кораблестроения, а также специалистов для ВМФ России.

«Для повышения качества подготовки инженерных кадров для судостроительных предприятий Дальнего Востока требуется системная работа федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных корпораций, органов государственной власти субъектов России и университетов дальневосточных регионов по совершенствованию общего образования школьников и их профессиональной ориентации к судостроительной деятельности», — отметил Патрушев в ходе совещания. 

На совещании говорилось о выполнении указаний президента по подготовке кадров для отрасли на примере «Корабелки». Секретарь Совбеза отметил возросший уровень образования и научной деятельности этого учебного заведения. «Университет занял 28-е место среди 70 лучших вузов России в естественнонаучной и инженерной сферах, — отметил Патрушев. — В целях ранней профессиональной ориентации школьников к судостроительной деятельности под методическим руководством „Корабелки“ в лицее № 211, четырех школах Санкт-Петербурга и в одной школе Ленинградской области созданы судостроительные инженерные классы, в настоящее время осуществляется их техническое оснащение».

Ректор «Корабелки» Глеб Туричин отметил, что выпускники университета не испытывают проблем с трудоустройством. Так, с последнего курса не трудоустроен всего один человек. «Год от года мы наращиваем в вузе число молодых ученых и преподавателей, в том числе используя нашу аспирантуру и имеющиеся у нас диссертационные советы, — рассказал ректор. — Хочу лишь немного посетовать на недостаточное количество бюджетных мест в аспирантуре: большая часть наших аспирантов учится за деньги. Впрочем, как видите, постоянный рост заработной платы научно-педагогических работников и средней зарплаты по вузу в целом делает карьеру в СПбГМТУ привлекательной для молодежи».

Университет занимается и научно-организаторскими проектами. В частности, именно здесь подготовили проект новой цифровой верфи для Онежского судостроительного завода.

Частные инвесторы, Минобрнауки, «Роснефть» и Объединенная судостроительная корпорация помогают университету с ремонтом корпусов, за что Патрушев их отдельно поблагодарил. В числе прочего сейчас проектируются научно-производственный корпус и новое общежитие для студентов. 

Перед совещанием Николай Патрушев принял участие в открытии после капремонта учебного корпуса магистратуры инженерно-экономического факультета «Корабелки». Здание 1880 года постройки в центре Петербурга было полностью отреставрировано. «Всегда лучше работать в комфортных условиях, чем в никчемных», — отметил секретарь Совбеза, осмотрев новенькие классные комнаты и оборудование университета. На очереди к реставрации — здание для факультета морского приборостроения на Кронверкском проспекте.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах