На полях Петербургского экономического форума губернатор Камчатского края Владимир Солодов рассказал aif.ru, как регион справляется с трудностями из-за ухода с российского рынка западных производителей и что сейчас делается в крае для развития туризма.
Глеб Иванов, aif.ru: — Владимир Викторович, одними из первых санкций, которые ввели против нас западные страны после начала СВО, были санкции против авиационной отрасли. Отразилось ли это как-то на Камчатке, которая, как мы знаем, от авиасообщения весьма и весьма зависима?
Владимир Солодов: — 2022 год — это первый год, в котором провозной емкости самолетов до центральной части России хватает для того, чтобы полностью обеспечить спрос. Это первый год, когда можно даже на самый высокий сезон без проблем купить билет по плоскому тарифу. Хочу напомнить, что плоский тариф — это 13 тысяч рублей в одну сторону. А если пассажир относится к дополнительно льготируемым категориям — пенсионер, многодетный, дети — то это 6,5 тысячи рублей в одну сторону на направлении Петропавловск-Камчатский — Москва.
Сейчас в день по маршруту Петропавловск-Камчатский — Москва летают три больших самолета Боинг-777. Это полностью соответствует растущему спросу со стороны туристов. Поэтому пока мы проблем никаких не ощущаем.
— Камчатка — еще и важный для страны рыболовный регион. Многие комплектующие для судов тоже поступают из-за рубежа. Есть ли проблемы с этим?
— В моменте у нас все функционирует нормально. Я знаю, что рыболовные компании активно занимаются поиском альтернативных поставщиков комплектующих и замещением тех запчастей, которые попали под удар в связи с введенными санкциями.
— Назывались ли конкретные проблемы, с чем могут быть сложности, из каких стран комплектующие? И как это может ударить по вылову?
— Понятно, что наличие запчастей — базовое условие функционирования флота, и, конечно, это очень важно для того, чтобы те показатели, на которые мы вышли, не только с точки зрения объема лова, но и с точки зрения глубины его переработки, мы сохранили. Напомню, это важнейшее наше направление, которого мы придерживаемся с тем, чтобы по максимуму перерабатывать выловленную рыбу, создавая рабочие места и добавленную стоимость. То есть не отдавать ее китайцам или другим странам в необработанном виде, а максимально организовать переработку здесь же у нас, на берегу. Для того чтобы продолжить эту политику, конечно, очень важно наличие комплектующих, возможность продолжения проектов по развитию береговой, судовой переработки.
— Еще одна животрепещущая тема — медицина. Лишившись ряда поставщиков, больницы теряют лекарства из-за рубежа и какое-то оборудование. Есть проблемы с этим?
— Пока нет. У нас большая строящаяся больница, по ней проводится работа. Сегодня я получил согласованные с Минздравом России списки по тем поставщикам, которые оптимальны с учетом введенных ограничений. Понятно, что это требует некоторого перепроектирования, возможно удорожание. Сейчас эта работа с подрядчиками проводится. Критических рисков не видим.
— Президент в прошлом году поручил наладить массовый туризм в Долину гейзеров на Камчатке. Возможно ли обеспечить туда широкий турпоток и при этом не нанести урон уникальной флоре и фауне этой заповедной зоны?
— Во-первых, хочу отметить, что само противоречие между большим объемом туристов и сохранностью природы надуманно. Миссия заповедника — это не не пускать посетителей, а пускать и менять их сознание на более экологичное. Понятно, есть заповедные места, связанные с воспроизводством определенных видов животных, там, где присутствие человека в определенные периоды года нежелательно, но это очень малая часть.
В этой связи первое, что мы делаем — это правильное проектирование инфраструктуры, которая позволит направить потоки посетителей, тем самым минимизировав нагрузку на окружающую среду. Второе — это кластерный подход. В чем его суть: берем заповедное ядро и вокруг него выстраиваем инфраструктуру, на которую выносятся основные части производственного процесса, наиболее влияющие на экологию — проживание персонала, приготовление пищи, круглосуточное размещение.
Например, как сейчас выглядит посещение Долины гейзеров: это вертолетный маршрут из Петропавловска-Камчатского в долину, где происходит экскурсия, и возврат обратно. Понятно, что длинный вертолетный перелет могут себе позволить совсем немногие. Для местных жителей это тоже никакой пользы не несет. Они могут только провожать глазами вертолеты, которые у них над головой летают. Поэтому мы сейчас работаем над тем, чтобы выстроить новую систему.
— Как она будет выглядеть?
— Вначале путешествие на автомобиле до Мильково. Это поселок, который находится в 100 километрах от Долины. Там либо ночевка, либо короткий перелет, в три раза короче, вертолетом до первой точки Долины гейзеров, что существенно удешевляет стоимость поездки.
Есть возможность пешеходного перехода в саму Долину гейзеров с одной ночевкой, например, потом еще один короткий перелет, 15-минутный, и возврат морем до Петропавловска-Камчатского. Есть возможность увеличить маршрут до 3-5 дней для любителей трекинга. Эти варианты позволяют нам снять нагрузку с гостиниц столицы региона, которые, в свою очередь, могут быть задействованы под других посетителей, сократить стоимость экскурсий, поскольку мы минимизируем самое дорогостоящее — вертолетный перелет. И наконец, это вовлечение местных жителей, что тоже очень важно. У них будет возможность проводить экскурсии, рыбалку, готовить еду, кофе и т. п.
— Опять же это дополнительное развитие для Мильково.
— Да. Кроме того, это решение вопроса отсутствия ограничений по погоде, потому что вертолет очень ограничен. Мы получаем сокращение стоимости, повышение креативности и разнообразия маршрутов, потому что такой маршрут можно пройти не один раз, а два, три, четыре раза. В отличие от того, что есть сейчас: один раз побывав в Долине гейзеров, поставил галочку и закрыл.
Это позволяет создать экономику вокруг этой уникальной точки — ту самую индустрию гостеприимства. Такой кластерный подход — ключ к решению многих задач.