Примерное время чтения: 5 минут
9249

«Да-да-нет-да». Почему судьбоносные вопросы решаются на эмоциях?

Борис Ельцин во время митинга на Красной площади, 1993 г.
Борис Ельцин во время митинга на Красной площади, 1993 г. / Игорь Михалев / РИА Новости

В апреле 1993 года на всероссийский референдум были вынесены четыре вопроса: о доверии президенту Борису Ельцину, отношении к проводимой им и правительством социально-экономической политике, необходимости проведения досрочных выборов президента и народных депутатов страны.

Для того чтобы правильно «сориентировать» народ, команда Ельцина вбросила в массы слоган «Да-Да-Нет-Да», означающий верный с точки зрения власти набор ответов на референдуме. В историю эта комбинация из четырех слов вошла в качестве яркого и запоминающегося политического лозунга.

Можно вспомнить и броские предвыборные слоганы разных лет: «Голосуй сердцем!» и «Голосуй, или проиграешь!» (Ельцин), «Очистим Москву от мусора!» («Родина»), «План Путина — победа России!» («Единая Россия»), «Мы за бедных! Мы за русских!» (ЛДПР) и т. д. Или, к примеру, девизы кандидатов в президенты США: «Это экономика, дурачок!» (Билл Клинтон), «Да, мы можем!» (Барак Обама) и «Сделаем Америку снова великой!» (Дональд Трамп). Эффективны ли все подобные «кричалки-хотелки», когда дело доходит до голосования? Чем наши, российские лозунги отличаются от западных образцов? Об этом АиФ.ru рассказал политолог Николай Кузнецов.

Владимир Кожемякин, АиФ.ru: Слоган «Да-Да-Нет-Да» народ воспринял скорее с иронией. Работают ли вообще такого рода призывы в политике?

Николай Кузнецов: Это всякий раз зависит от конкретной ситуации. И сказать, например, что «Да-Да-Нет-Да» в чистом виде сработало, нельзя. Сработала тогдашняя ситуация в целом. Фактически у людей спросили: «На чьей вы стороне? Ельцина или Верховного совета?» Народ и отреагировал, но на эмоциональном уровне. А сам этот слоган он, на мой взгляд, почти не понял.

Обратите внимание на то, что на самом деле у голосующих было всего два варианта ответов: «за» или «против» Ельцина. Организаторы референдума 1993 года нарочно выстроили систему вопросов так, чтобы неискушенному человеку было труднее разобраться. Хотя все четыре вопроса, вынесенные на референдум, были ответственными, сложнейшими, и нужно было каждый из них обсуждать отдельно. Но никакой серьезной дискуссии и многочасовых диалогов по поводу того, что же нам делать, не случилось. Это показатель того, что тогда творилось в массовом сознании и СМИ.

На мой взгляд, в России этот и такого рода девизы на рациональном уровне не осмысляются вообще. Для рядового обывателя они слишком сложны и воспринимаются эмоционально, как некая метка.

— К другим лозунгам того времени — «Голосуй, или проиграешь!», «Голосуйте сердцем!» и т. д. — это тоже относится?

— Это тоже были чисто эмоциональные вещи. Это, извините за сексизм, женский подход к политике. Не вслушиваясь в слова, люди реагировали просто на что-нибудь эдакое. Это был либо красивый лозунг, либо симпатичный человек. Неслучайно лозунг «Да-Да-Нет-Да» был наложен на мелодию песни «Звенят ручьи...»: всё это ассоциировалось с весной, обновлением жизни.

В предвыборных слоганах в США — например, трамповском «Сделаем Америку снова великой!» — есть четкий рациональный посыл. Наши же лозунги простому человеку, как правило, не до конца понятны. Многие перестроечные словечки объяснить народу вообще было невозможно: «ускорение», «демократизация»... А если посмотреть с высоты сегодняшнего положения, то большинство лозунгов в тогдашней истории России были совершенно безграмотны.

Конечно, эмоции в политике работают в любой стране. Но, если они забивают мышление и при решении вопросов государственной важности становятся сильнее рассудка, это страшно. Когда человек не понимает, что происходит в обществе, у него формируется некая фантастическая картина общественной жизни. А дальше выходит Чубайс и говорит: «Даешь приватизацию и ваучеры!» Или Ельцин: «Берите суверенитета столько, сколько сможете!» И какие-нибудь бабушки, не понимая, о чём вообще речь, за это голосуют.

— Вам не кажется, что постепенно народ вообще перестал обращать внимание на предвыборные программы и тезисы? И сами кандидаты тоже отказались от подробного объяснения того, с чем они, собственно, идут на выборы, видимо, понимая, что все это избирателям до лампочки. Электорат голосует сердцем, как и предлагалось. Или, как на митинге, в толпе...

— Толпа на митинге всегда «без головы», но с сердцем. А предвыборная программа — это обращение к разуму. Зачем её составлять, если всё равно никто не читает? Обратите внимание, у нас самый успешный из профессиональных политиков — Жириновский, выступления которого целиком состоят из митинговых лозунгов. Он искусно владеет толпой.

В 1993 году, в один из самых сложных и опасных периодов в истории России, все решалось именно на эмоциях. Какие были бешеные крики в парламенте и на телеэкране с обеих сторон! Разделение политиков шло исключительно по принципу «наш — не наш», «переметнулся — не переметнулся» и т. д.

— А сейчас такие лозунги в России есть?

— Есть неявный эмоциональный посыл, который формально, может быть, ещё не преобразовался в слоган. Это желание стабильности, защиты от внешней угрозы и внутреннего хаоса, желание безопасности в первую очередь. Оно не было сформулировано как отдельный призыв, но пропитывало собой всю минувшую предвыборную кампанию. Страх лишиться всего перечисленного у народа есть. А о деталях люди просто не задумываются.

Так что и последние выборы президента РФ в марте тоже проходили главным образом на эмоциях. До сих пор на разного рода политологических ток-шоу почти не встретишь нормального содержательного обсуждения: сплошные истерические выкрики. Если бы у зрителя преобладало рациональное мышление, он такие передачи смотреть бы не стал. А наш народ их смотрит, и они имеют очень большой рейтинг.

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах