Москва, 17 февраля – АиФ-Москва. В ближайшее время Россию ожидает новый тренд, – уверены обозреватели. Дело в том, что первые лица государства намерены вот-вот пересесть из презентабельных бронированных автомобилей в вертолеты. Именно винтокрылые машины вскоре должны стать официальным транспортом президента и премьер-министра.
Последствия этого «транспортного переворота», – полагают наблюдатели, – могут оказаться как положительными, так и не очень. Разумеется, выгодным моментом обещает оказаться разгрузка дорог – в первую очередь Москвы и ближайшего Подмосковья: пресловутые кортежи перестанут создавать пробки, и у тысяч простых водителей отпадет необходимость пережидать, пока мимо в очередной раз проедет эскорт с мигалками.
Однако есть у этой медали и другая сторона. Многочисленные чиновники рангом пониже, представители различных федеральных и региональных ведомств, могут воспринять вертолетный тренд как руководство к действию, и кинутся оборудовать такие же площадки для себя. А это обернется для страны колоссальными затратами.
Быстрее, выше, презентабельнее!
В воскресенье управляющий делами президента Владимир Кожин сообщил журналистам: вертолетная площадка на территории Кремля, предназначенная для обеспечения первых лиц государства крылатым транспортом, будет готова и сдана в эксплуатацию уже в самое ближайшее время. Она оборудована диспетчерским пунктом и предусматривает возможность приземления двух вертолетов. Находится эта площадка недалеко от Спасской башни и Тайницкого сада. А еще одна – разместилась возле Дома правительства, со стороны Краснопресненской набережной.
Обозреватели тут же отметили, что еще в октябре прошлого года источники в Федеральной службе охраны заявляли, что вертолетную площадку внутри Кремля строить не будут: не хочется, мол, подвергать возможной опасности исторические памятники. Тем не менее, со временем эти опасения, видимо, оказались отметены.
Что касается правительственной площадки, то прежде, – отмечают московские журналисты, – на этом месте традиционно устанавливали новогоднюю елку. Но начиная с декабря 2012 года ее решено перенести ближе к детскому парку «Пресненский».
Вертолеты для президента и главы правительства, по словам Кожина, тоже уже куплены. Это итальянские машины фирмы Agusta. Причина такого выбора, – отметил управделами президента, – состоит в том, что завод по их производству скоро должен заработать в России. «Соответственно, – отметил Кожин, – они будут отечественного производства, и сервис будет уже российским».
Также управделами сообщил, что кремлевской вертолетной площадкой будут пользоваться не только Владимир Путин и Дмитрий Медведев. «Есть вертолеты и министра обороны и других министерств, например, МЧС. При необходимости они также могут ею воспользоваться», – рассказал Кожин.
«Сверху пальцев не видно»
Разговоры о том, что представители верховной власти всерьез решили пересесть с наземного транспорта на воздушный, начались в октябре прошлого года. 17 октября пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков выступил с заявлением о том, что президент избегает часто появляться в Кремле, дабы не нервировать москвичей и гостей столицы дополнительными пробками, и по максимуму старается перенести дела и встречи в свою подмосковную резиденцию Ново-Огарево. «Содержательно разницы никакой, и если мероприятие не требует какого-то церемониала, оно проводится в подмосковной резиденции», – сказал Песков.
Буквально спустя несколько дней пресс-секретарь Медведева, Наталья Тимакова, сообщила журналистам аналогичную информацию. Премьер-министр решил последовать примеру президента и начать передвигаться по Москве не в автомобилях, а по воздуху. По словам Тимаковой, схемы воздушных перемещений для Медведева разработали специалисты президентской службы безопасности. Так что теперь и от кортежей главы правительства жителям столицы больше страдать не придется.
Вовсе не «жлобы»: почему жители Петербурга освистали кортеж премьера? >>
Обозреватели тогда отметили, что решение перебраться на вертолеты президент и премьер приняли почти сразу после нашумевшей истории со «жлобством». Произошла она в ходе визита Медведева в Санкт-Петербург, в середине октября. Тогда жители Северной столицы были вынуждены массово пережидать проезда вип-кортежа, стоя в перекрытии. Возмущенные водители не стали сидеть молча, а начали массово выражать свои эмоции неприличными жестами и неодобрительными сигналами.
Блогосфера о вертолете Медведева: сверху пальцев не видно >>
Произошедшее в немалой степени «задело» губернатора Петербурга, Георгия Полтавченко, который в разговоре с журналистами тут же пожаловался: «Когда мы ехали с премьер-министром нашей страны по улицам нашего славного города, только ленивый не сигналил клаксонами. Стояли люди, поднимали всякие пальцы. Мне – не как его подчинённому и не как его товарищу, с которым я проработал не один год, – мне как петербуржцу было стыдно! Этим отличаются жители и других городов, но такого откровенного жлобства я не видел!».
Эти слова жители Петербурга впоследствии припоминали губернатору неоднократно. Один из самых ярких моментов произошел 20 октября на стадионе, где «Зенит» играл матч с «Кубанью»: глава города приехал поболеть за питерскую команду, однако болельщики, заметив Полтавченко на трибуне, тут же начали громко скандировать: «Губернатор – жлоб!»