Примерное время чтения: 5 минут
4973

Пиар на крови. Зачем исламистам из Ирака понадобился Волгоград

Сюжет Серия терактов в Волгограде
Волгоградский вокзал после теракта.
Волгоградский вокзал после теракта. / Надежда Кузьмина / АиФ

Признание иракских боевиков в организации терактов в Волгограде было довольно неожиданным. Представление о том, что нас взрывают «свои», что Северный Кавказ — это российская проблема, довольно прочно вошло в сознание россиян. Этому, в частности,способствовал и «славянский след» волгоградских терактов, активно обсуждавшийся в СМИ. Связь кавказской проблемы с международным исламским ренессансом на практике неочевидна. И «арабская весна» на севере Африки больше ассоциируется с «белоленточной угрозой», чем с активностью боевиков на юге страны.

Между тем на выходных в интернете, спустя почти три недели после последних взрывов в Волгограде, появилось видеообращение иракских боевиков, членов исламистской группировки «Ансар аль-Сунна», в котором они берут на себя ответственность за взрывы в Волгограде 29 и 30 декабря 2013 года. АиФ.ru поговорил с экспертами о том, насколько прочна связь российских террористов с международной сетью, и что в этом контексте означают волгоградские теракты.

«Лёгкая провокация»

Политологи-исламоведы предлагают не спешить верить авторам видеоролика. «Это недоказуемо, — говорит эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. — У нас уже были случаи, когда взрывали одни, а признавались другие, просто чтобы повыпендриваться». Сам эксперт не верит в то, что за терактами в Волгограде стоят иракские боевики: слишком поздно появился в интернете ролик и называет это «лёгкой провокацией».

«Спецслужбам ещё предстоит установить, действительно ли существует организационная связь между Ираком и волгоградскими террористами, вполне возможно, что это просто пиаровский шаг», — считает руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов. Он отмечает, что террористы на Северном Кавказе могут действовать вполне самостоятельно.

Однако Арбатов не исключает, что связь с иракской группировкой действительно есть. «Это может быть следствием того, что американцы ушли из Ирака и там разгорается гражданская война между шиитами и суннитами. Возможно, сунниты таким образом захотели подчеркнуть своё глобальное значение», — предполагает он. Однако, если Волгоград взрывали с подачи иракских боевиков, это не имеет отношения к Олимпиаде в Сочи, уверен Арбатов. «Ираку сейчас не до Сочи», — говорит он.

Отгородить Кавказ колючей проволокой

Северный Кавказ тесно связан с международным терроризмом суннитского направления — ваххабитами. Такого мнения придерживается большинство экспертов. Самые крупные террористические организации суннитсмких исламистов — ХАМАС и Аль-Каида. Они получают финансовую помощь из Саудовской Аравии, Катара, Арабских Эмиратов. Арбатов подчеркивает, что суннитская оппозиция, которая действует сейчас в Ираке, действительно имеет прямые контакты с террористами на Северном Кавказе и в Центральной Азии.

Своей целью в обозримый период исламисты ставят отделение от России всего Северного Кавказа (за исключением христианской Северной Осетии), чтобы образовать Халифат «от моря до моря». В отдаленной перспективе они хотят учредить всемирный Халифат. «Но это очень далёкая цель, вроде коммунизма, — говорит Арбатов. — Сейчас их цель — довести население городов, примыкающих к Северному Кавказу (Волгограда, Ставрополя, Краснодара) до такого состояния, чтобы люди сами попросили отгородить этот регион от России колючей проволокой».

По словам Арбатова, террористы-исламисты кочуют из одного региона в другой «как перелётные птицы». «Сегодня они в Ираке, завтра в Афганистане, затем в Таджикистане – Узбекистане – Киргизии – на Северном Кавказе, — говорит эксперт. — Они взрывают в Волгограде, потом вместе с Аль-Каидой воюют против Башара Асада в рядах радикальной сирийской оппозиции, потом совершают налеты в Израиле, в Ливии».

«Это нормальное состояние мусульманского мира, — отмечает Малашенко. — Это даже не конфликт, а форма диалога с непониманием».

Что касается заявления иракских боевиков, Малашенко видит в нём очередную попытку раздуть панику перед Олимпиадой в Сочи. «Когда обычный человек узнаёт, что «по Сталинграду бьют из Ирака», это вызывает самые горестные чувства. Людям трудно объяснить, что эксперты в это не верят», — считает он.

Волгоград — месть за поддержку Башара Асада?

В тот же день, когда в интернете появился ролик с «признанием» иракских боевиков, в СМИ распространилось заявление лидера террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» Абу Бакр аль-Багдади, в котором он призывает «всех джихадистов» «во имя Аллаха и сирийского народа объединить свои силы против режима Башара Асада». Между тем именно Россия сыграла в сентябре прошлого года решающую роль в спасении режима Асада. Не является ли Волгоград местью исламистов за дипломатические успехи нашей страны в Сирии?

«Мы уже два года поддерживаем Башара Асада, — отмечает Малашенко. — Если бы эта политика отражалась на планах исламистов, то отразилась бы уже давно, но я пока ещё не видел ни одного араба, который приехал бы к нам что-нибудь взрывать».

«Конечно, наши успехи в Сирии ставят нас в ряды врагов международного исламского терроризма», — говорит Арбатов. Однако, подчеркивает он, заклятыми врагами суннитских радикалов мы являемся уже не меньше 20 лет — этому способствовала позиция России в военных конфликтах в Таджикистане, Узбекистане, Киргизии, а также две войны в Чечне.

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах