Примерное время чтения: 4 минуты
2514

Невидимый статус

Вадим Самодуров.
Вадим Самодуров. Из личного архива

В конце прошлой недели Верховную Раду постигли серьезные ссоры и перепалки, в дело пошли дымовые шашки. Причиной преткновений стала пролонгация закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» — до 10 октября 2018 года.

В законе красиво расписано делегирование полномочий местному самоуправлению в лице «территориальных общин», свобода от уголовного преследования в связи с вооруженным конфликтом, меры по оказанию Донбассу экономической поддержки, и прочее. Но мы должны помнить, что за три года этот закон своей силы так и не обрел, так и оставшись на бумаге. К тому же на этот раз украинцы пошли ещё дальше — срок действия закона оказался короче, а риторика и условия — жестче. «Особый статус» возможен только после вывода «незаконных вооруженных формирований с территории Донбасса». Тонкий намек на толстые обстоятельства.

Вообще, закон «Об особом порядке» стал для Киева фиговым листком приверженности Минским соглашениям. Как уважаемые европейцы могут обвинить пана Порошенко в том, что он игнорирует договоренности и вообще сторонник войны (что уже само по себе московитская ересь), если пан Порошенко принял вот такой чудесный закон, по которому Донбассу приказано жить долго и счастливо. И не просто принял, а прогнул полпарламента — в лице соратников Тимошенко, «Самопомощи», Радикальной партии и внефракционных националистов. Естественно, либеральная печать мировых столиц будет писать о том, что Порошенко — никакой не националист, у него Ярош чуть не на подвале сидит, но в целом на Украине свобода и демократия. Что-то в таком духе, кстати, и заявили МИД Франции и ФРГ. Одни венгры не верят во весь этот балаган, но им не до Донбасса — мадьяры думают, как спасти своё столовое семейное серебро из Ужгорода, если в Закарпатье начнется совсем жарко. Так что не нам их в этом винить.

Но для пана Порошенко и фиговый листок — удобный инструмент. С его помощью от американцев и европейцев можно требовать уже непонятно, какого по счету, вала антироссийских санкций. Ведь формально закон есть, он принят, и он за редкими моментами почти что чудесен. Но вот незадача, скажут на Западе, конфликт-то не прекращается. На что Киев вежливо ответит, что он выполняет Минские соглашения и то, что Донбасс до сих пор не под контролем ВСУ — не его вина. Незаконных вооруженных формирований, вон, разбрелось видимо-невидимо. А откуда они бредут, сами, мол, догадайтесь. Не раз уж говорил вам.

На помощь России неожиданно пришли украинские националисты и оппозиция — в силу ли эффекта отталкивания, в силу ли глупости или идейности, но ребята были против закона об особом Донбассе как подрывающем единство страны. Если бы в Раде у Порошенко не было того мизерного преимущества в менее чем 10 голосов, естественно, разговор Запада и России с Украиной о Донбассе шел бы в ином тоне. Но Порошенко, видимо, и впрямь, держится на плаву, и в силу полицентричности украинской системы старается перетягивать одеяло на себя, а оппонентов — попридержать пыл, не срываясь в откровенный авторитаризм.

Но России следовало бы подчеркнуть — создание новых условий для осуществления уже имеющихся договоренностей — это что угодно, но не Минск. Ведь если Киеву мешают «незаконные вооруженные формирования», то откуда они, укажите, добры молодцы. Если из РФ, то это продолжение старой песни о главном «о российской агрессии» при том факте, что Россия — гарант соглашений. А если они представляют власть «отдельных районов», то с ними, как с противоборствующей стороной, надо договариваться. Потому ведь о каком столе переговоров между Украиной и Донбассом можно говорить, если руководитель первой на честном глазу заявляет, что последняя контролируется не ДНР и ЛНР и даже не «самозванцами» Захарченко и Плотницким, а всего-навсего «незаконными вооруженными формированиями». Иногда кажется, выбирай Порошенко между девятью кругами ада и переговорами с лидерами республик лицом к лицу, он выбрал бы ад.

Важно помнить, что особый статус — не единственное условие мира. Отвод армии и техники в Киеве могут осуществить в любой момент. И не хотят. Как и амнистию, для которой вовсе не нужны какие-то дополнительные условия. Если бы было реальное стремление способствовать умиротворению обстановки на востоке Украины, Киев ещё в 2014 году всё бы это сделал. Но не захотел, потому что стратегия умиротворения заставит украинцев чаще вспоминать о требованиях Евромайдана и, глядя в квиточки по оплате ЖКХ, задавать себе один простой вопрос: «А в чем тогда был смысл?».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах