Деятельность тандема Джулиана Ассанжа и Эдварда Сноудена была революционной в деле преображения информационной политики: она изменила реальность нынешнего мира, пожалуй, навсегда.
Секрет успеха этих деятелей и их последователей состоял в том, что они действовали из идеалистических побуждений. Во всяком случае, обратное пока не доказано. С идеалистами всегда было сложно работать тем, кто пытался сконструировать определённую виртуальную реальность и заставить остальных поверить в неё. А ведь именно этим занимаются США с помощью громадных пропагандистских ресурсов в виде Голливуда, Госдепа, сети НКО, Пентагона, пяти десятков спецслужб — попеременно «мягкой» и военной силы.
Попытки повторить успех Ассанжа и Сноудена, что называется, с другой стороны, привели к публикации так называемого «панамского досье», в результате которой страдают в основном партнёры США — активные пользователи офшоров. Интересно и то, что эта масштабная публикация ведёт не столько к разоблачениям (они, конечно, будут), сколько к глобальному перегону клиентов из «островных офшоров» в американские. Зачем это делается — понятно: США нуждаются в дополнительных средствах для поддержки своей экономики.
Штаты долгое время пытались формировать особенную реальность для мирового сообщества в угоду своим национальным интересам, вернее интересам определённых финансово-промышленных групп, и заставляют в неё верить целые отдельные страны, конгломераты стран — тех, кого считают полезными для поддержки своих мегапроектов.
Проблема состоит в том, что для поддержки в рабочем состоянии этих масштабных пиар-декораций требуются всё новые и новые ресурсы, требуется полное подчинение и повиновение сателлитов, которых США почему-то называют партнёрами по G7, по НАТО.
Пока требовались глобальные институты (ВТО, ООН), американцы поддерживали их в рабочем состоянии, однако, когда стало ясно, что их функционирование препятствует осуществлению планов Вашингтона на безусловное доминирование, эти институты стали подвергаться деформации и дискредитации, но, конечно, исподволь, не прямо.
Когда же стало ясно, что они больше не функционируют на должном уровне, США легко отказались от них де-факто, предпочтя другие площадки, включая создаваемые Тихоокеанское и Трансатлантическое партнёрства — формы экономического подчинения стран, явно противоречащие нормам ВТО.
Все эти действия предпринимались на фоне беспрецедентно жёсткой антироссийской пропаганды, которая выдавалась за «информационную войну» или «холодную войну 2.0», анонсированной лично президентом США Бараком Обамой в отношении России. Эта «война» на самом деле была формой давления на страну-партнёра по ВТО, незаконной конкуренцией с вполне конкретными целями: наказать Кремль, посмевший перечить Штатам в том же Совбезе ООН, выдавить Россию с рынков (сначала с рынка ВТС в Индии, затем — с европейского энергетического) и ослабить как конкурента в конце концов.
Для этого использовался самый разнообразный инструментарий и арсенал средств: начиная с прямого политического давления на политиков и руководство России, заканчивая попытками ограничить деятельность российских экспертов в научной среде, российских финансовых институтов и искусственного снижения рейтинговых показателей страны в международных агентствах.
Рано или поздно такая эксплуатация мировых медиа-ресурсов, агентств, нарушения правил рынка и вторжение в научную среду привели к глобальным репутационным потерям в большинстве задействованных Штатами структур. Не могли не привести, так как до этого те же Штаты декларировали «независимость» и «профессиональную состоятельность» западных институтов, которые затем и использовали в самой непосредственной манере и грубой форме.
Сегодня антироссийская пропаганда не действует, в основном, по той причине, что первый испуг и морок, который США навели на своих партнёров, прошёл, и они осознали пагубность пути конфронтации… А у России появились свои, пусть и прагматично настроенные, союзники — Китай, Индия, Иран и целый ряд стран, которые увидели в США реальную угрозу своим национальным интересам. Из всего этого следует простой вывод: Вашингтон откровенно не справился со своей ролью мирового жандарма, которую смело взял на себя после развала СССР.
Надежды на то, что это произойдёт в будущем, тоже нет: несмотря на то, что президент США Барак Обама в своих обращениях регулярно напоминает Конгрессу и всему миру об исключительности американцев, реальное положение дел от этого изменяется мало. Голливудская магия уже перестала работать в большинстве стран, увидевших воочию результаты политики Вашингтона в Ираке, Ливии, Сирии, Афганистане и других странах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции